- Особенности оценивания - оценка должна быть содержательной с подробным объяснением причины; оценивается не вся деятельность, а отдельные элементы.
- Важна общая эмоциональная атмосфера в классе. Это показатель профессионализма педагога, успешности его воспитательной работы.
- Упор на успешность
- В классе важно поддерживать атмосферу принятия, безопасности, чтобы каждый тревожный ребенок чувствовал , что его ценят вне зависимости от поведения – всегда ищите, за что можно похвалить и подчеркивайте достоинства ребенка, обсуждая недостатки наедине.
- Если ребенок отказывается выполнять задание, говоря, что не сможет справиться – попросите его представить другого ребенка, который знает намного меньше и действительно не может выполнить это задание, пусть попробует изобразить такого ребенка. «А теперь представь и изобрази такого ребенка, который сумеет справиться с этим заданием – ты – такой ребенок».
- Упражнение в группе – все берутся за руки и по очереди говорят «волшебное заклинание»: «Я не могу…(каждый говорит, чем для него трудно задание), Я могу (каждый говорит, что может сделать), Я сумею…(каждый пытается сказать, насколько он может выполнить задание, если приложит усилия)».
- Избегайте сравнения учеников друг с другом, т.к. это способствует повышению тревожности, снижению уровня школьной мотивации, возникновению у детей мотива избегания неудачи, формированию заниженной самооценки, неврозов, ухудшению взаимоотношений между учителем и учеником.
- При работе с детьми, испытывающими социальный стресс, детьми – «изгоями», детьми, негативно относящимися к школе, необходимо в первую очередь наладить контакт с ними и установить доверительные отношения. Нужно постараться выяснить, какие проблемы тревожат ребёнка, предложить свою помощь.
- При работе с неуверенными в себе и застенчивыми детьми необходимо помнить, что любой ответ у доски, повышенное внимание, приводит таких детей в состояние стресса.
- Поэтому нужно стараться создать на уроке максимально безопасную с психологической точки зрения атмосферу взаимоуважения: пресекать попытки унижения, давления, насмешек со стороны детей, способствовать повышению самооценки и уверенности в себе путём поощрения и подчёркивания положительных моментов в работе. Очень важно наладить доверительные отношения с такими детьми, использовать индивидуальные беседы с целью коррекции излишней тревожности и страха самовыражения.
- Учить детей снимать мышечное напряжение, расслабляться, создавать для себя комфортную обстановку, обучать умению управлять собой в ситуациях, вызывающих наибольшее беспокойство. Хвалить ребенка за определенный результат.
- Объяснять неудачи ребенка не низкими умственными способностями, а недостатками прилагаемых усилий, таким образом, ребенок не будет считать себя «просто глупым и ни на что неспособным» и поверит в свои возможности.
- Заканчивать урок общей оценкой работы класса и отдельных учеников. Пусть все испытают чувство удовлетворенности от результатов труда на уроке.
Рекомендации для классных руководителей 5-х классов по работе с дезадаптированными детьми:
Учитывайте индивидуальные особенности учащихся – каждый ребёнок уникален.
Нагружайте учащихся на уроках – занятость обеспечит хорошее поведение.
Разъясняйте каждую оценку – и Вы ликвидируете почву для соперничества.
Найдите возможность для личного контакта с каждым учащимся- пятиклассники претендуют на взаимоотношения «на равных».
Широко используйте похвалу, но исключительно справедливо – этим вы закладываете успех и формируете адекватную самооценку.
Широко используйте на уроках групповые формы работы - это сплачивает детей, развивает чувство коллективизма и взаимной поддержки.
Проводите тематические классные часы – ребята смогут высказаться и услышать других, развивайте воспитательную среду, учите их слушать друг друга.
Чётко распределите обязанности в классе – самоуправление путь к значимости и ответственности.
Вовлекать «изолированного» ученика в значимую для класса деятельность.
Включать «изолированного» ученика в совместную деятельность со «звездой». Вовлекать учащихся в совместную деятельность на учебных занятиях (давать задания в группах, упражнения на взаимодействие).
Организовывать внешкольные мероприятия всем классом, в целях сплочения учащихся.