Отдел по образованию Толочинского райисполкома
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Начальник отдела по образованию Директор ГУДО «Толочинский
Толочинского районного районный центр детей и молодежи»
исполнительного комитета Ю.А.Игнаткова
А.А.Белогуров
Образовательная программа объединения по интересам
«Притчи Иисуса Христа»
Автор-составитель:
Вырвич Наталья Ивановна,
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории,
образование высшее
Срок реализации программы – 1 год
Возраст детей: 14-15 лет
д. Ламинщина
Пояснительная записка
Актуальность изучения основ православной культуры в учреждениях общего среднего образования и учреждениях дополнительного образования обусловлена насущной потребностью качественного обновления содержания гуманитарного образования с опорой на ценности традиционной отечественной культуры, а также необходимостью решения проблемы духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания с целью успешной социализации подрастающего поколения.
Нормативно-правовую базу образовательной программы объединения по интересам составляют:
- Соглашение о сотрудничестве между Министерством образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церковью;
- Программа сотрудничества Министерства образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церкви, которая предусматривает введение по желанию учащихся и их законных представителей изучения Основ православной культуры.
Содержание, формы и методы реализации духовно-нравственного образования соответствуют принципам государственной политики в сфере образования, изложенным в Конституции Республики Беларусь, Законах Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях», « Об образовании», «Об общем среднем образовании», «О правах ребёнка».
Притча как жанр, непосредственно нацеленный на постижение смысла жизни, который должен был черпаться из нее самой, по-разному осмысливалась в разные исторические эпохи. Притчи – это иносказательные нравоучительные рассказы, располагающие к размышлению, возбуждающие любознательность и нуждающиеся в большинстве случаев в серьезном и глубоком разъяснении.
Знакомство с этим жанром полезно в любом возрасте, чтобы каждый человек, особенно юный, задумался о своей нравственной позиции.
Цель: формирование нравственности подрастающего поколения, разъяснение специфики жанра евангельской притчи, приобщение к духовным ценностям.
Задачи:
- расширить понимание притчи как жанра, тонко отражающего сложность и непредсказуемость человеческой жизни и истории человечества в целом;
- показать, что притчу надо понимать как некую игру символов, то есть
образов, взятых из земной реальности;
- привить навыки текстологического исследования евангельских притч,
чтобы подготовить учащихся к восприятию в старших классах классических художественных произведений, содержащих притчевое начало.
Предлагаемая программа поможет сформировать вдумчивое отношение к жизни, к духовным ценностям человечества.
Материал программы включает основные тексты евангельских притч, многие из которых получили художественную интерпретацию в произведениях литературы и живописи.
Разнообразные виды учебной деятельности будут способствовать привлечению внимания учащихся с разными сферами интересов и уровнем подготовленности.
Знания и умения, полученные в ходе ознакомления с содержание данной Программы, помогут учащимся осмыслить аллегоричность и поучительность притч, а также тот факт, что весь окружающий нас мир – это, своего рода, притча и, чтобы приблизиться к разгадке ее смысла, необходимы не только практические навыки, но и чуткость, воображение, душа.
Программа рассчитана на 35 часов.
Учебно-тематический план
№
п/п
|
Тема
|
|
Вид деятельности
|
Форма контроля
|
|
Введение. История написания Библии, ее состав и структура.
|
2
|
Лекция с элементами беседы. Обращение
к различным словарям.
|
Используя материалы урока, описать канон (состав) книг Библии в
Православной конфессии.
|
|
Учение Иисуса Христа – Нагорная проповедь (Мф. 5, 3-12, 43-48; Мф. 7, 1-12; Лк. 6, 57-38)
|
2
|
Практическое занятие: аналитическое чтение указанных текстов.
|
Сочинение-рассуждение «Новозаветная нравственность».
|
|
Урок-справка «Что такое притча как жанр»
|
2
|
Лекция с элементами
беседы. Обращение к различным словарям:
лингвистическим, литературоведческим.
|
Используя
материалы урока, составить словарную статью о притче
как жанре.
|
|
Виды евангельских притчей: уподобление (Мф. 13, 31-32), пример (Лк. 12, 16-21), парабола (Лк. 14,15-24) и аллегория (Мф. 13, 1-23).
|
2
|
Урок-исследование. Работа с литературоведческим словарем.
|
Задание по группам: проанализировать предложенные притчи. Первая группа – притча о мытаре и фарисее (Лк. 18, 9-14); вторая – о тесных вратах (Лк. 13, 23-27); третья – о неотступной просьбе (Лк. 11, 5-8).
|
|
Классификация евангельских притчей по времени и месту произнесения.
|
2
|
Заочное паломничество в Иерусалим начала нашей эры. Беседа. Работа со словарем библейского богословия.
|
Художественный пересказ притчи
(по выбору учащихся).
|
|
Притчи, изложенные Христом во время служения в Капернауме.Притчи о невидимо растущем семени (Мк.4. 26-29), о закваске (Лк. 13, 20-21), о скрытом со-кровище (Мф. 13,44), о драгоценной жемчужине
(Мф. 13, 45-46).
|
2
|
Практическое занятие: аналитическое чтение указанных текстов.
|
Написать сочинение «Невидимые ценности преображают мир»
|
|
Притчи, произнесенные Христом на пути из Галилеи в Иерусалим. Притчао милосердном самарянине (Лк. 10,25-37).
|
2
|
Практическое занятие: аналитическое чтение указанных текстов.
|
Подготовить сообщение «В каждой из историй, рассказанных Христом, присутствует Он сам и каждый из нас»
|
|
Притчи, употребленные Христом в последние дни в Иерусалиме. Притча о 10 девах (Мф.25, 1-13).
|
2
|
Практическое занятие: аналитическое чтение указанных текстов.
|
Написать мини-сочинение «Земная история с небесным смыслом».
|
|
Основные черты
евангельской притчи: притча о сеятеле (Мф.13, 3-23 и 13 , 24-30).
|
2
|
Эвристическая беседа
|
Написать
небольшое эссе
«Смысл притчи о сеятеле».
|
|
Художественные трактовки притчи о сеятеле: А.С. Пушкин «Свободы сеятель пустынный…» и Н.А. Некрасова «Сеятель».
|
2
|
Урок-диалог: эврестическая беседа с элементами диспута.
|
Расшифровать евангельскую метафору о сеятеле на материале откровения о Сыне Человеческом
(Мф. 13, 37-39).
|
|
Сравнительный анализ евангельских притч о милостыне
(Лк11,41- 48 и
15, 1-7) и
стихотворения
в прозе И.С. Тургенева
«Милостыня».
|
2
|
Практическое занятие: аналитическое чтение
указанных текстов.
|
Из «Стихотворений в прозе» И.С. Тургенева
выбрать те, которые можно назвать притчами или произведениями
с притчевым началом. Попытаться обосновать свою точку зрения.
|
|
Нравственные заповеди Библии в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»
|
2
|
Урок-исследование
|
Написать сочинение
«Судьба Дуни-матери».
|
|
Евангельская притча и
жизнь: притча о богаче и Лазаре (Лк. 16, 19-31).
|
2
|
Круглый стол: «Проповедь священника
на тему притчи о богачеи Лазаре».
|
Дешифровка
евангельских
аллегорий в притче Иисуса Христа
(Лк. 11, 16-21).
|
|
Обязательна ли полная тождественность сюжета
художественного
произведения и сюжета фрагмента Библии?
(Стихотворение
Б.Пастернака
«Гефсиманский сад»).
|
2
|
Диспут: Работа в «творческой
лаборатории».
|
Расшифровка
понятия
«блаженны ...» на материале
Нагорной
проповеди
Иисуса Христа.
|
|
Отражение легенд и притч Нового Завета в литературе.
|
2
|
Защита проектов группами.
|
Учебное сообщение
«Фразеологизмы библейского происхождения в русском языке».
|
|
Евангельские притчи
в русской живописи
|
2
|
Защита индивидуальных проектов
|
Презентации
«Притчи в красках».
|
|
«Ход веков подобен
притче...»
|
2
|
Круглый стол: беседа-размышление.
|
Индивидуальные,
групповые или
коллективные
выступления
учащихся
|
18
|
Олимпиада «Притчи Иисуса Христа».
|
1
|
Олимпиада
|
|
Содержание тем
Тема 1. Введение. «Есть только одна книга» (История написания Библии, ее состав и структура).
Значение слова Библия. Что такое Священное Писание и Священное Предание? Смысл слова «завет». Ветхий и Новый Завет. Принцип деления библейских книг на ветхозаветные и новозаветные. Христианский взгляд на единство Ветхого и нового Завета. Работа со справочными материалами.
Тема 2. Учение Иисуса Христа – Нагорная проповедь (Мф. 5, 3-12, 43-48; Мф. 7, 1-12; Лк. 6, 57-38).
Смысл слова «Евангелие». «Евангелие» в современном понимании и в специфическом смысле христианской миссионерской деятельности. Сущность евангельского учения в Нагорной проповеди Иисуса Христа. Библейское и общепринятое понимание лексического значения слова «блаженство».
Тема 3. Урок-справка «Что такое притча как жанр».
Что понимать под словом «притча»? Почему самые разнообразные произведения называют притчами? Можно ли считать притчу жанром художественной литературы или это жанр философской, религиозной литературы? Образность и смысл притчи. Работа со справочным материалом.
Тема 4. Виды евангельских притч: уподобление (Мф. 13, 31-32), пример (Лк. 12, 16-21), парабола (Лк. 14,15-24) и аллегория (Мф. 13, 1-23).
Четыре вида притчей: уподобление, пример, парабола (или собственно притча), аллегория. Особенности композиции каждого вида. Содержание и духовный смысл отдельных притчей, иллюстрирующих особенности их построения.
Тема 5. Классификация евангельских притч по времени и месту произнесения.
Три периода общественного служения Иисуса Христа. Условия распространения и принятия евангельского учения среди людей. Бесконечное милосердие Бога к желающим исправиться людям. Ответственность человека перед Богом. Символика награды праведным и жизни вечной. Цель использования притчей Иисусом Христом.
Тема 6. Притчи, изложенные Христом во время служения в Капернауме:
о невидимо растущем семени (Мк.4. 26-29), о закваске (Лк. 13, 20-21),о скрытом со-кровище (Мф. 13,44), о драгоценной жемчужине (Мф. 13, 45-46).
Невидимые глазу добродетели имеют великую преобразующую силу. Символика евангельского учения и его действия на душу человека.
Тема 7. Притчи, произнесенные Христом на пути из Галилеи в Иерусалим:
о милосердном самарянине (Лк. 10,25-37).
Отличие новозаветного нравственного закона от ветхозаветного. Общечеловеческая сущность учения Христа.
Тема 8. Притчи, употребленные Христом в последние дни в Иерусалиме: о десяти девах (Мф. 25, 1-13).
Сострадание Сына Божия еврейскому народу, Его желание спасти этот народ от надвигавшихся на него бедствий – основное содержание притч иерусалимского периода. Урок каждому из нас.
Тема 9.Основные черты евангельской притчи: притча о сеятеле
(Мф 13,3-23;13, 24-30)».
Притча – дидактико-аллегорический жанр, характеризующийся отсутствием сюжетного движения и символической наполненностью, тяготеющий к глубинной премудрости религиозного или моралистического порядка, к этическим первоосновам человеческой жизни. Действующие лица притчи являются не объектами художественного наблюдения, а субъектами нравственного выбора. Образность, метафоричность, аллегоричность притчи.
Тема10. Художественные трактовки притчи о сеятеле: А.С. Пушкин «Свободы сеятель пустынный...» и Н.А. Некрасов «Сеятелям».
Смысл иносказания в притче о сеятеле. Роль церковнославянского эпиграфа к стихотворению А.С. Пушкина. С какой целью А.С. Пушкин переносит евангельскую притчу на конкретную ситуацию русской общественной жизни начала 20–х годов 19 века? Некрасовская версия сеятеля в стихотворении «Сеятелям».
Тема11. Сравнительный анализ евангельских притч о милостыне (Лк. 11,41- 48 и 15, 1-7), древнерусской «Притчи о милостыне» и стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Милостыня».
Метафоричность и образность, лежащие в основе притчи. Сравнительная характеристика древнерусской притчи и стихотворения в прозе И.С. Тургенева: случайна ли близость названий, каков смысл этих произведений, в чем своеобразие художественных средств воплощения авторской мысли.
Тема 12. Нравственные заповеди Библии в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель».
Смысл иносказания в притче о блудном сыне. С какой целью А.С. Пушкин в основу сюжета повести положил евангельскую притчу, соединив ее духовный смысл с пятой заповедью Синайского законодательства?
Тема 13. Евангельская притча и жизнь: притча о богаче и Лазаре (Лк 16 , 19-31).
Почему люди не живут так, как велит им совесть?В чем причина нашего неверия?Принципиальная разница междуверующими «по названию» и истинно верующими по делам своим.
Тема14. Обязательна ли полная тождественность сюжета художественного
произведения сюжету фрагмента Евангелия? (На материале стихотворения Б. Пастернака «Гефсиманский сад»).
Мудрость евангельских притч на все времена. Смысл прямого цитирования Евангелия в стихотворении Б. Пастернака. Отход от евангельского текста с целью передать свое внутреннее переживание. Смысл фразы «ход веков подобен притче» как авторско-библейского выражения «Да сбудется сказанное в Писаниях».
Тема 15. Отражение легенд и притч Нового Завета в литературе.
Групповые выступления учащихся по теме проекта на основе текстологических исследований евангельских притч и художественных текстов, в которых отразились новозаветные легенды и притчи.
Тема 16. Евангельские притчи в русской живописи.
Индивидуальные выступления учащихся по теме проекта на основе текстологических исследований евангельских притч и полотен русской живописи, в основе которых – новозаветный сюжет.
Тема 17.Философская беседа: «Ход веков подобен притче».
Индивидуальные или групповые выступления учащихся по теме курса на основе текстологических исследований евангельских притч или художественных текстов с притчевым началом.
Тема 18. Олимпиада «Притчи Иисуса Христа».
Выполнение заданий с последующим совместным с учащимися обсуждением итогов олимпиады.
Методические рекомендации к проведению занятий
Тема 1. Введение. «Есть только одна книга» (История написания Библии, ее состав и структура).
Цель: дать учащимся представление о содержании и структуре Библии.
Задачи: обозначить структуру и содержание Библии; обучать работе со справочными материалами, поработать над понятийным аппаратом: завет, пророк, апостол, Откровение.
Оборудование: 1. мультимедийный проектор. 2. Презентация «Есть только одна книга».3. В.И. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка».
Ход занятия
1.Лекция-презентация учителя: Значение слова Библия. Что такое Священное Писание и Священное Предание? Смысл слова «завет». Ветхий и Новый Завет. Принцип деления библейских книг на ветхозаветные и новозаветные. Христианский взгляд на единство Ветхого и Нового Завета.
2.Работа со справочным материалом с целью усвоения учащимися новых терминов: Библия, Священное Писание, Священное Предание, Ветхий Завет, Новый Завет, пророки, апостолы, Откровение.
3. Беседа с учащимися с целью актуализации полученных сведений.
- Что такое Библия?
- Что такое Священное Писание и Священное Предание?
- Из каких двух частей состоит Священное Писание (Библия)?
- По какому принципу библейские книги делятся на ветхозаветные и новозаветные?
- С какой целью и для кого написана Библия?
- Кем написана Библия и кто ее автор?
- В чем проявляется единство Ветхого и Нового Завета?
- Как вы понимаете фразу «есть только одна книга»?
Тема 2. Учение Иисуса Христа – Нагорная проповедь (Мф. 5, 3-12, 43-48; Мф. 7, 1-12; Лк. 6, 57-38).
Цель: приступить к формированию убеждения, что учение Христа является духовно-нравственным фундаментом культуры большей части человечества.
Задачи: познакомить с Нагорной проповедью; обсудить духовно-нравственную сторону содержания проповеди; поработать над понятийным аппаратом: проповедь, блаженство, блаженный, духовные сокровища.
Оборудование: 1. Евангелие. 2. Словари. 3. Раздаточный материал «Вопросы и задания к теме Проповедь Иисуса Христа». 4. Мультимедийный проектор, презентация.
Ход занятия
1.Работа со словарями с целью формирования у учащихся наиболее полного представления о содержании евангельского учения.
2. Аналитическое чтение текста Нагорной проповеди (Мф. 5, 3-12, 43-48; Мф. 7, 1-12; Лк. 6, 57-38).
3. Сопоставительный анализ текста проповеди из Евангелия от Матфея и из Евангелия от Луки.
4.Беседа:
- Почему Нагорная проповедь получила такое название?
- Чему учил Христос?
- Какое счастье (блаженство) христиане считают истинным и вечным?
- Почему же люди стремятся иметь сиюминутное счастье, понимая его превратно, и не стремятся к вечному?
- На православных книгах изображается крест, мы носим на груди крест (крестик). Что это? Талисман, украшение или напоминание?
Тема 3.Урок-справка: «Что такое притча как жанр?»
Цель: расширить представление учащихся о притче, сформировать понятийный аппарат по этому жанру.
Задачи: определить характерные черты евангельской притчи и ее отличия от других жанров нравоучительного характера; продолжить обучение работе со справочным материалом из разных видов словарей и энциклопедий.
Оборудование: 1. В.И. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка», т.4. 2.Статьи из Словаря библейского богословия, изготовленные в виде слайдов для презентации или в качестве раздаточного материала в распечатанном виде: «Притча», «Символы в священной истории», «Притча и аллегория», «Толкование притч». 3.Словарь литературоведческих терминов (любое издание). 4.Энциклопедия Кирилла и Мефодия (электронный вариант). 5.Мультимедийный проектор.
Ход занятия
1. Лекция-презентация учителя: история жанра притчи; отличительные черты евангельской притчи; развитие традиции притчи в древнерусской и русской классической литературе.
2.Работа со справочным материалом с целью сформировать у учащихся наиболее полное представление о жанре притчи.
3.Беседа с учащимися с целью актуализации полученных сведений:
- Что следует понимать под словом «притча»?
- Что обозначает термин «притчевое начало»?
- Можно ли считать притчу жанром художественной литературы?
- Назовите главные черты, присущие притче.
- Сколько значений и толкований может иметь евангельская притча?
О чем это говорит?
- Как вы понимаете фразу: «Притча – это слово, поступок, жизнь и искусство»?
Тема 4. Виды евангельских притчей: уподобление (Мф. 13, 31-32), пример (Лк. 12, 16-21), парабола (Лк. 14,15-24) и аллегория (Мф. 13, 1-23).
Цель: Расширить представления учащихся об особенностях построения притчи в зависимости от ее содержания.
Задачи: определить основные виды притчей по особенностям композиции; продолжить обучение работе с текстом притчи, формируя аналитические навыки.
Оборудование: тексты Евангелия, раздаточный материал в виде карточек с классификацией видов притчи.
Ход занятия
1.Справка учителя по содержанию карточек «Классификация видов притчей».
2. Аналитическое чтение притчей разных видов:
- притчи-уподобления о горчичном зерне (Мф. 13, 31-32);
- притчи-параболы о званных на брачный пир (Лк. 14, 15-24);
- притчи-примера о неразумном богаче (Лк. 12, 16-21);
- притчи-аллегории о злых виноградарях (Мк. 12, 1-12).
3. Вопросы к тексту евангельских притч:
- Кому и чему уподобляются в притче о горчичном зерне малое горчичное семя и огромное по сравнению с ним растение, которое появляется из него?
- Какой смысл имеет развернутая метафора «брачный пир» для современников Иисуса Христа и для нас, ныне живущих?
- Почему человек, много потрудившийся ради материального достатка, назван в притче неразумным богачом?
- В каких словах притчи о злых виноградарях содержится пророчество о смерти Сына Божия?
Тема 5. Классификация евангельских притч по времени и месту произнесения.
Цель: показать связь содержания притч с периодами общественного служения Иисуса Христа.
Задачи: показать цель употребления Иисусом Христом притчей в проповеди новозаветного учения; познакомить с особенностями трех периодов общественного служения Христа; развивать аналитические умения, работая с текстом притчи.
Оборудование: тексты Евангелия, раздаточный материал в виде карточек с классификацией притчей по времени и месту произнесения.
Ход занятия
1. Заочное паломничество в Иерусалим начала нашей эры «И учил их притчами много…».
2.Аналитическое чтение притчи о злых виноградарях.
Вопросы к тексту притчи о злых виноградарях (Мф. 21, 33-41; Мр. 12, 1-12; Лк. 20, 9-18):
- Это евангельское чтение говорит нам нечто о Боге, Его Церкви и о нас с вами. Эта притча содержит в себе знакомые нам библейские образы. Хозяин виноградника – это Бог. Сам виноградник – это народ Израиля (Пс. 79:9).Виноградари – вожди Израиля. В Ветхом Завете мы можем прочитать об этом у пророка Исайи: «Воспою Возлюбленному моему песнь Возлюбленного моего о винограднике Его. У Возлюбленного моего был виноградник на вершине утучненной горы, и Он обнес его оградою, и очистил его от камней, и насадил в нем отборные виноградные лозы, и построил башню посреди его, и выкопал в нем точило, и ожидал, что он принесет добрые грозди, а он принес дикие ягоды. И ныне, жители Иерусалима и мужи Иуды, рассудите Меня с виноградником Моим. Что еще надлежало бы сделать для виноградника Моего, чего Я не сделал ему? Почему, когда Я ожидал, что он принесет добрые грозди, он принес дикие ягоды? Итак, Я скажу вам, что сделаю с виноградником Моим: отниму у него ограду, и будет он опустошаем; разрушу стены его, и будет попираем, и оставлю его в запустении: не будут ни обрезывать, ни вскапывать его, – и зарастет он тернами и волчцами, и повелю облакам не проливать на него дождя. Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев, и мужи Иуды – любимое насаждение Его. И ждал Он правосудия, но вот – кровопролитие; ждал правды, и вот – вопль»(Ис. 5:1-7). Что еще надо сделать Господу, чтобы оказаться услышанным и понятым нами?
-Что же говорит нам притча о Боге, Церкви и о человеке?
- Кто изображен в образе злых виноградарей? (Духовные вожди еврейского народа -- первосвященники, книжники и фарисеи. Это также обобщенный образ все члены Церкви).
- Кто подразумевается под рабами, посланными хозяином виноградника? (Ветхозаветные пророки, а также апостолы, продолжившие их дело).
- Хозяин посылает сына своего для вразумления и для исправления виноградарей. Кто этот Сын?
- Что символизируют «плоды»? (Веру и благочестивые дела, которые ожидал Господь от еврейского народа и ждет от каждого из нас).
- В каких словах содержится пророческая часть притчи? (Наказание злых виноградарей и отдача виноградника другим -- исполнилось через 35 лет после Вознесения Спасителя, когда при полководце Тите вся Палестина была разорена, и евреи были рассеяны по свету. Царство же Божие трудами апостолов перешло к другим народам).
- Какое значение имеют эти слова для каждого из нас?
3. Работа со словарем библейского богословия с целью убедиться в правильности наших выводов.
Тема 6. Притчи, изложенные Христом во время служения в Капернауме. Притчи о невидимо растущем семени (Мк.4. 26-29), о закваске (Лк. 13, 20-21), о скрытом сокровище (Мф. 13,44), о драгоценной жемчужине (Мф. 13, 45-46).
Цель: продолжить формирование навыка анализа текста евангельской притчи, развивая духовность и нравственность учащихся.
Задачи: показать важность евангельской ситуации, в которой Иисус Христос рассказал притчу; продолжить работу над понятийным аппаратом: образность, аллегоричность, метафоричность притчи.
Оборудование: 1.Тексты Евангелия: притчи о невидимо растущем семени (Мк.4. 26-29), о закваске (Лк. 13, 20-21), о скрытом сокровище (Мф. 13,44), о драгоценной жемчужине (Мф. 13, 45-46).
Ход занятия
1.Аналитическое чтение притч о невидимо растущем семени, о закваске, о драгоценной жемчужине Проблемный вопрос: что объединяет содержание этих притч?
Вопросы к тексту притчи о невидимо растущем семени (Мк.4. 26-29):
- Что такое духовное преображение души?
- Как духовное преображение души связано с Царствием Небесным?
- Почему Царство Небесное подобно семени, которое, быв однажды брошено в землю, неприметно растет само собой?
Вопросы к тексту притчи о закваске (Лк. 13, 20-21):
- Что символизируют “Три меры муки”? (символизируют три душевные силы: ум, волю и чувства).
- Что символизирует закваска? (благодать Божию).
- Каково действие благодати Божией на человека? (Она просвещает разум, открывая ему духовные истины, укрепляет волю в добрых делах, умиротворяет и очищает чувства, вселяя в человека светлую радость. Благодать Божия питает и укрепляет бессмертную душу человека).
Вопросы к тексту притчи о скрытом сокровище (Мф. 13,44):
- Что символизирует скрытое сокровище? (символизирует Царство Божие, понимаемое в смысле внутреннего освящения и духовных даров).
- Как вы понимаете продажу всего, что имеет человек, ради скрытого сокровища? (Затаив у себя эту драгоценность, последователь Христов всем жертвует и от всего отрекается, чтобы ею обладать.)
Вопросы к тексту притчи о драгоценной жемчужине (Мф. 13, 45-46):
- Объясните символический смысл драгоценной жемчужины. (Драгоценная жемчужина символизирует Царство Небесное).
- Что объединяет содержание всех притч, прочитанных нами сегодня?
(Превыше всего человек должен дорожить благодатью Божией и быть готовым ради нее всем жертвовать, как об этом Господь рассказал в прочитанных притчах).
2. Нарисовать иллюстрацию к одной из притч.
3.Написать сочинение «Невидимые ценности преображают мир».
Тема 7. Притчи, произнесенные Христом на пути из Галилеи в Иерусалим. Притча о милосердном самарянине (Лк. 10,25-37).
Цель: продолжить формирование навыка анализа текста евангельской притчи, развивая духовность и нравственность учащихся.
Задачи: показать особенность сюжета евангельской притчи, ее символическую и историческую наполненность; обсудить специфику действующих лиц притчи как субъектов нравственного выбора; поработать над понятийным аппаратом: образность, аллегоричность, метафоричность притчи.
Оборудование: 1.Текст Евангелия: притча о милосердном самарянине (Лк. 10,25-37).
Ход занятия
1.Аналитическое чтение притчи о милосердном самарянине. Проблемный вопрос: чем новозаветный нравственный закон отличается от ветхозаветного?
Вопросы к тексту притчи (Лк. 10,25-37):
- При каких обстоятельствах рассказана притча о милосердном самарянине?
- Каждый из героев этой притчи представляет широкий круг людей, или класс, к которому они принадлежат: Человек, на которого напали разбойники, – представляет обычного человека. Священник и левит – представители духовных вождей иудеев. Самарянин – символизирует человека-врага. (Вспомним, что самаряне воспринимались евреями как еретики, религиозные предатели и, по сути, как враги.)
- Можно ли рассматривать эту притчу как частный эпизод, касающийся только нескольких людей, о которых в ней говорится? (Нет, эта притча – универсальна: она показывает, как любой человек должен строить отношения с другими людьми).
- Кому Иисус адресует слова: «Иди, и ты поступай так же»?
2. Составление вопросов для викторины по содержанию притчи.
3.Подготовка сообщения «В каждой из историй, рассказанных Христом, присутствует Он Сам и каждый из нас»
Тема 8. Притчи, употребленные Христом в последние дни в Иерусалиме. Притча о десяти девах (Мф. 25, 1-13).
Цель: продолжить формирование навыка анализа текста евангельской притчи, развивая духовность и нравственность учащихся.
Задачи: поработать над особенностями сюжета притчи; выяснить ее символическую наполненность; обсудить духовную сущность поведения действующих лиц притчи; поработать над понятийным аппаратом: образность, аллегоричность, метафоричность притчи.
Оборудование: 1.Тексты Евангелия (Мф.25, 1-13).
Ход занятия
1.Аналитическое чтение притчи о десяти девах.
Вопросы к тексту евангельской притчи (Мф.25, 1-13):
- Символом чего является «брак» в этой притче?
- Кто такой «жених»?
- Какое символическое значение имеет слово «масло»?
- Кого символизируют «девы» (разумные и неразумные)?
- Притчу Господь заканчивает призывом бодрствовать, «потому что не знаете ни дня, ни часа, в который придет Сын Человеческий» (Мф. 25.13). Какое жизненно важное значение имеет этот призыв для каждого из нас?
2.Художественный пересказ притчи о десяти девах.
3.Написать мини-сочинение «Земная история с небесным смыслом».
Тема 9. Основные черты евангельской притчи: притча о сеятеле (Мф 13 , 3-23; 13 , 24-30).
Цель: продолжить формирование навыка анализа текста евангельской притчи, развивать духовность и нравственность учащихся.
Задачи: показать особенность сюжета евангельской притчи, ее символическую наполненность; обсудить специфику действующих лиц притчи как субъектов этического выбора; поработать над понятийным аппаратом.
Оборудование: 1.Тексты Евангелия (Мф. 13, 3-23; 13, 24-30). 2. Тексты стихотворений А.С. Пушкина «Свободы сеятель пустынный...» и Н.А. Некрасова «Сеятелям».3. «Детская Библия» на электронном носителе, М., «Новый диск»,2003 г., стр.164 (иллюстрация).
Ход занятия
1.Аналитическое чтение евангельской притчи о сеятеле. Проблемный вопрос: как изменяется прочтение одного и того же понятия в евангельских притчах о сеятеле? Вопросы к тексту евангельской притчи (Мф 13, 3-23):
- С какой целью Иисус Христос отделяет «множество народа», собравшегося
слушать его, от учеников?
- Почему он противопоставляет учеников тем, к кому он обращается с притчами?
- Для чего необходимы притчи, по мнению Иисуса Христа?
- Почему, отвечая ученикам на вопрос, зачем он говорит притчами, Иисус Христос прибегает к пророчеству Исайи?
- В каком произведении А.С. Пушкина раскрывается та же тема прозрения и обретения всепроникающего слуха и зрения?
- Иисус возвращал зрение слепым, речь – немым, исцелял больных прикосновением, но почему для возвращения духовного зрения и слуха он прибегает к притче?
- В чем смысл иносказания о сеятеле: что символизируют собой зерно, место при дороге, каменистая почва, тернии, добрая земля?
- Что означают слова «...и принесло плод: одно во 100 крат, а другое – в 60, иное же в 30»?
Вопросы к тексту притчи о сеятеле (Мф 13, 23-30):
- В чем смысл сопоставления в этой притче Царства Небесного и человека, посеявшего «доброе семя на поле своем»?
- Как усложняется в этой притче тема сеятеля и почвы?
- Что символизируют собой плевелы? В чем состоит мудрость человека, решившего дождаться жатвы, чтобы отличить плевелы от «добрых семян»?
- Как изменяется прочтение одного и того же понятия в этих двух притчах о сеятеле?
2.Написание небольшого эссе: «Смысл притчи о сеятеле». Задача: попробовать дать близкие учащимся по ситуации трактовки притчи о сеятеле.
Тема 10. Художественные трактовки притчи о сеятеле в стихотворениях А.С. Пушкина «Свободы сеятель пустынный...» и Н.А. Некрасова «Сеятелям».
Цель: пробудить в учащихся мысль об истинном предназначении человека,
побудить их задуматься о проблеме выбора.
Задачи: продолжить изучение проблемы развития литературной традиции; сформировать у учащихся навыки различения евангельской притчи и произведения с притчевым началом.
Оборудование: Тексты стихотворений А.С. Пушкина и Н.А. Некрасова.
Ход занятия
1.Эвристическая беседа. Проблемный вопрос: как изменяется прочтение
темы «сеятеля и почвы» в этих текстах, что подразумевается авторами под «почвой», «семенем» и «сеятелем»?
Вопросы к тексту А.С. Пушкина «Свободы сеятель пустынный...»:
- К чему отсылает нас эпиграф к стихотворению: «Изыде сеятель сеяти семена своя»?
- Можно ли усмотреть в стихотворении конкретную историческую ситуацию?
Примечание: предположительно, что в этом стихотворении речь идет о разочаровании в успехе революционных движений на Западе, в частности, подавлении революционного движения в Испании и казни Риего (Б. Томашевский. Примечания к Золотому тому собрания сочинений А.С. Пушкина. М., 1993г.).
- Как складывалась в это время судьба самого поэта?
Примечание: стихотворение написано 1 декабря 1823 года и послано письмом А.И. Тургеневу.
- Расшифруйте смысл выражений «сеятель пустынный», «порабощенные бразды», «живительное семя».
- Каково предназначение «благих мыслей и трудов» «сеятеля» и каков их удел?
Вопросы к тексту стихотворения Н.А. Некрасова «Сеятелям»:
- В чем заключается полярность темы сеятеля в этом стихотворении по отношению к пушкинской версии:
а) в чем смысл противопоставлений: «сеятель пустынный» - «сеятель знанья», «порабощенные бразды» - «нива народная», «живительное семя» - «худы ль твои семена» и др.;
б) как характеризует некрасовскую эпоху то, что традиционная тема «семена и почва» переосмысливается поэтом в просветительском духе;
Примечание: при ответе на этот вопрос могут возникнуть затруднения, так как дети мало знакомы с поэзией Некрасова, поэтому можно дать индивидуальное задание группе учащихся кратко осветить проблему народничества.
в) можно ли считать риторическими вопросы: «Худы ль твои семена? Робок ли сердцем ты? Слаб ли ты силами?», обращенные к «сеятелю»;
г) объясните роль императивного предложения: «Сейте разумное, доброе, вечное! Сейте!».
- На какой ноте заканчиваются стихотворения А.С. Пушкина и Н.А. Некрасова? Как изменяется тема «сеятеля и почвы»?
2. Практическая работа.
Самостоятельно объяснить значение притчи о сеятеле на примере откровения о Сыне Человеческом (Мф. 13. 37-39).
Тема 11. Сравнительный анализ евангельской притчи о милостыне (Лк. 11, 41-48 и 15, 1-7) и стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Милостыня».
Цель: попытаться ответить на вопрос, почему И.С. Тургенев предпринял попытку подчинить прозу законам притчи, почему притча привлекает писателей, ищущих выхода к этическим первоосновам человеческого существования.
Задачи: сравнить евангельскую притчу и стихотворение в прозе И.С. Тургенева и ответить на вопрос: в чем состоит своеобразие художественных средств воплощения авторской мысли?
Оборудование: 1. Тексты евангельской притчи (раздаточный материал в распечатанном виде) и стихотворений в прозе И.С. Тургенева «Милостыня», «Нищий», «Житейское правило», «Щи». 2.«Детская Библия» на электронном носителе, М., «Новый диск», 2003 г., стр. 177 (иллюстрация).
Ход занятия
1.Эвристическая беседа по содержанию евангельской притчи о милостыне и притчи об одной потерянной овце:
-Какой смысл заключен в стихе 41: «Подавайте лучше милостыню из того, что у вас есть: тогда все будет у вас чисто»?
- В чем Иисус Христос укоряет фарисеев и законников, говоря о «бременах неудобоносимых»?
- Каков смысл аллегории о ста овцах и об одной пропавшей овце?
- Найдите образное сравнение, лежащее в основе этих притч.
2. Аналитическое прочтение стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Милостыня»:
- Какую роль играет в произведении И.С. Тургенева мотив дороги?
- Случайно ли то, что нищий старик прежде был богатым, имел много друзей, мог позволить себе быть щедрым?
- Отчего ему теперь так горько и стыдно?
- Почему именно в тот момент, когда он изнемогал от голода и болезней пребывал в крайней степени отчаяния, к нему подошел прохожий со взглядом Иисуса Христа?
- По каким деталям портретной характеристики мы догадываемся, кто это на самом деле? Почему автор прямо не называет имени Иисуса Христа?
-Давайте соединим все реплики незнакомца воедино и прочитаем их как монолог. Что получается? Можно ли сказать, что это притча?
- Почему старика «осенила тихая радость», когда второй прохожий подал ему «малую милостыню»? Только ли потому, что он был голоден?
- Как вы думаете, сколько в этом произведении притч? Смысл, какой из них вам более понятен и почему?
- С какой целью И.С. Тургенев прибегает к такому приему, как иносказание?
- Чему учит читателей стихотворение в прозе И.С. Тургенева «Милостыня»?
3.Самостоятельная работа.
Задание: прочитать стихотворения в прозе «Нищий», «Житейское правило», «Щи» и ответить на вопрос: можно ли их назвать притчами или произведениями с притчевым началом? Обосновать свою позицию.
Тема 12. Нравственные заповеди Библии в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель».
Цель: определить, как библейские заповеди влияют на идейно-художественную проблематику повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель».
Задачи: выяснить на основе анализа повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель», какая библейская заповедь и евангельская притча нашли отражение в ней; сравнить основные мотивы повести «Станционный смотритель» и притчи о блудном сыне; способствовать расширению представлений учащихся о евангельских притчах; развивать умение сравнивать евангельскую притчу и литературное произведение.
Оборудование: 1. Иллюстрации, связанные с библейскими сюжетами. 2. Выставка репродукций картин с изображением персонажей притчи о блудном сыне и героев повести «Станционный смотритель». 3. Иллюстрированная «Детская библия».
Ход занятия
1.Аналитическое чтение притчи о блудном сыне (Лк. 15, 11-32). Вопросы к тексту евангельской притчи:
- Какую мысль на все времена Иисус Христос хотел внушить людям? (Если человек осознал свою вину, его с радостью надо простить, а тот, кто чувствует, что он не прав или виноват, обязательно должен признать свою вину)
- Подумаем, почему эта притча получила такое название. Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся сначала к лексическому значению слова “блудный”. ( Работа с «Толковым словарем» над лексическим значением слова «блудный»: прилагательное «блудный» образовано от глагола“блудить”, который имеет два значения: 1. Распутничать. 2. Блуждать, бродить.).
- В каком из значений употребляется слово «блудный» в притче? (В слове “блудный” соединились прямое значение глагола “блуждать” - скитаться, сбившись с пути, - и переносное: потерять нравственные ориентиры, отклониться от правильного жизненного пути, то есть блудить, развратничать).
- Так почему притча получила такое название? (В ней рассказывается о блудном сыне – молодом человеке, сбившемся с пути истинного, блуждающем в нравственных потемках).
2.Эвристическая беседа по содержанию повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»:
- Рассказчик Белкин, дважды побывав в домике станционного смотрителя Самсона Вырина, обращает внимание на картинки на стене. Что это за картинки?
- Что иллюстрируют эти картинки?
- Обращают ли внимание на картинки Дуня и Самсон Вырин?
- Извлекла ли Дуня урок из этой притчи?
- Для чего тогда картинки на стене комнаты? (Для украшения.)
- Случайно ли эту художественную деталь использует А.С. Пушкин в повести?
3.Сопоставительный анализ содержания притчи о блудном сыне и повести А.П. Пушкина «станционный смотритель» с помощью мультимедийного проектора демонстрируем на слайдах две колонки соответствующих друг другу эпизодов из текста Евангелия (Лк. 15, 11-32) и текста повести «Станционный смотритель»:
Притча
|
«Станционный смотритель»
|
Блудный сын сам уходит из родного дома, чтобы жить самостоятельно
|
Отец сам отправляет дочь из родного дома (невольно), не предполагая, что расстается с ней навсегда
|
Никто не ищет его
|
Отец разыскивает в Петербурге дочь, чтобы вернуть её домой
|
Образ жизни блудного сына после отъезда из родительского дома представляет собой
неподабающее поведение
|
Дуня живет в Петербурге
в роскоши и богатстве
|
Радостная встреча сына с отцом
|
Прошли годы – смотритель умер в нищете и горе. Лишь после смерти отца Дуня, уже богатая барыня, посещает родные места
|
Сын вернулся домой нищий и голодный. Он осознал свой грех, раскаялся в нем, понял, что “ недостоин называться сыном” своего отца, и решил вернуться.
|
Авдотья Семеновна не вернулась, а зашла, проезжая мимо.
|
Примирение с отцом
|
Невозможность встречи и примирения. Смотритель умер, так что покаяние и примирение невозможно.
|
4. Работа с таблицей «Образ Самсона Вырина»:
Вопросы
|
Ответы
|
Найдите портрет Самсона Вырина в первой части повести.
Каким автор его рисует?
|
|
Почему Самсон Вырин, будучи бедняком, считал себя счастливым человеком?
|
|
Но прошло несколько лет. Что изменилось? Каким мы видим героя
во второй части повести?
|
|
Почему Вырин превратился
в хилого старика?
|
|
Какая деталь характеризует гусара с отрицательной стороны уже тогда, когда он остановился
на постоялом дворе?
|
|
Почему Вырин поверил гусару и дочери и сам посадил Дуню прокатиться до церкви?
|
|
Какой эпизод подчеркивает нравственное превосходство смотрителя над “хорошо одетыми” людьми привилегированного сословия?
|
|
5. Беседа аналитического характера. Вопросы:
- Почему же Самсон Вырин не рад счастью дочери? (Он уверен, что её ждет неминуемое несчастье, что Минский бросит” Дуню).
- Какую жизнь ведет блудный сын и Дуня, покинув отчий дом? (Младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. А Дуня не ведет беспутную жизнь. Наоборот, мы видим, что она несомненно любит Минского. Дуня не раскаивается, и, видимо, не желает возвращаться, она вполне счастлива и довольна).
- Какими трагическими событиями закончилась жизнь Вырина и почему? (Одиночество и страдания Самсона Вырина привели его к смерти.)
- Как характеризуются чувства блудного сына после того, как он растратил все деньги? (Глубокая печаль и раскаяние).
- Какая встреча ожидала его дома? Почему?
- Возвращается ли домой Дуня? (Нет. она лишь однажды , проезжая мимо, остановилась на станции узнать об отце, но он уже умер. Мы узнаем, что у нее трое детей. Она богата: шестерка лошадей, моська, но раскаиваться уже не перед кем, так она и останется со своей виной).
- Кто оказался счастливее: блудный сын в рубище или Дуня, нарядная, разбогатевшая? (Сын, потому что он успел вернуться к отцу и,главное, был им прощен, а Дуня – нет).
- Кто из родителей оказался счастливее? (Отец блудного сына – к нему вернулся сын и покаялся, за это он простил его и устроил пир в его честь).
- В чем трагедия Самсона Вырина как отца?
- Почему Дуня выросла неблагодарной дочерью?
- Отец любуется красотой своей дочери. Но обращал ли он внимание на ее духовные качества?
- Найдите в тексте подтверждение, что Дуня выросла бесхарактерной, безвольной, легкомысленной девушкой, не имеющей ясного представления о добре, человечности.
- Какую библейскую заповедь нарушила Дуня?
- Поняла ли Дуня, что она виновата в преждевременной смерти отца?
- Какой урок дала Дуня своим детям? Можно ли предположить судьбу Дуни-матери? (И хотя ждут Дуню в карете сыновья, кажется, что не о зарождении новой жизни ведётся рассказ, а о начале новой истории блудного сына. Возможно, повесть «Станционный смотритель» – это предостережение писателя людям, для которых евангельские притчи утратили смысл).
Тема 13. Урок-проповедь: евангельская притча и жизнь (на примере притчи обогаче и Лазаре – Лк. 16, 19-31).
Цель: воспитание у учащихся этического отношения к жизни на примере фрагмента из Священного Писания, донесение до них мысли о том, что быть нравственным – значит, жить по совести.
Задачи: толкование фрагмента Священного Писания и его проецирование на реальность; воспитание главного морального качества: как научиться смотреть на мир глазами веры, глазами любви.
Оборудование: 1.Тексты притч о богаче и Лазаре (Лк. 16, 19-31) и об урожае (Лк. 12, 16-21) в распечатанном виде в качестве раздаточного материала. 2. «Детская Библия» на электронном носителе, М., «Новый диск», 2003, стр. 176 (иллюстрация). 3.Репродукция картины Сальвадоре Дали «Христос св. Иоанна». 4.«Библия в иллюстрациях» с текстами по синодальному переводу Ю.Ш. фон Карольсфельда, 1991 г., стр. 213.
Ход занятия
1.Прочтение притчи о богаче и Лазаре: построчное комментирование.
2.Проповедь священника, посвященная толкованию этого фрагмента Библии: «Евангельская притча и жизнь».
3. «Круглый стол»: беседа священника с учащимися, ответы на вопросы, толкование притчи Иисуса Христа об урожае.
Тема14. Урок-диспут: «Обязательна ли полная тождественность сюжета художественного произведения «сюжету» фрагмента Библии?» (На примере фрагмента текста Евангелия – Мф 26, 36-56 – и стихотворения Б.Л. Пастернака«Гефсиманский сад»).
Цель: поиск ответа на вопрос, какова роль библейских сюжетов в развитии духовного потенциала мировой культуры.
Задачи: обучение сравнительному анализу библейского текста и текста художественного произведения.
Оборудование: 1. Фрагмент текста Евангелия (Лк. 26, 36-56) и стихотворение Б. Пастернака «Гефсиманский сад» в распечатанном виде в качестве раздаточного материала.2.«Детская Библия» в электронном виде, М., «Новый диск», 2003 г., стр. 199. «Молитва в Гефсимании» и стр. 157 «Нагорная проповедь» (о блаженстве) – иллюстрации.3.«Библия в иллюстрациях» Ю.Ш. фон Карольсфельда: - слайд стр. 200 («Нагорная проповедь»);- слайд стр. 222 («Борение Иисуса в Гефсимании»);- слайд стр. 223(«Взятие Иисуса Христа»).
4.Репродукция картины В. Провоторова «Поцелуй Иуды».
Ход занятия
1.Комментированное чтение фрагмента Евангелия (Мф 26, 36-56).
2.Аналитическое прочтение стихотворения Б. Пастернака «Гефсиманский сад»:
-Найдите в тексте стихотворения элементы прямого цитирования текста Евангелия и сопоставьте цитаты из обоих текстов;
Примечание: по ходу ответов учащихся записываем на доске или демонстрируем слайды с помощью мультимедийного проектора две колонки соответствующих друг другу цитат из текста Евангелия (Мф 26, 36-56) и текста стихотворения Б. Пастернака «Гефсиманский сад»: цитаты из Евангелия, цитаты из стихотворения Б. Пастернака.
Цитаты из Евангелия
|
Цитаты из стихотворения
Б. Пастернака
|
«Душа скорбит смертельно,
побудьте здесь и бодрствуйте»
|
«Побудьте здесь и бодрствуйте
со Мной»
|
«Да минует Меня чаша сия...»
|
«...чтоб эта чаша смерти миновала...»
|
«Вы все еще спите и почиваете?
Вот приблизился час, и Сын Человеческий предается в руки грешников»
|
«Вас Господь сподобил жить в дни
Мои, вы ж разлеглись, как пласт.
Час Сына Человеческого пробил.
Он в руки грешников Себя предаст»
|
«...возврати меч твой в его место,
ибо все, взявшие меч,
мечом погибнут...»
|
«Спор нельзя решать железом,
вложи свой меч на место, человек...»
|
«...и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов»
|
«Неужто тьмы крылатых легионов Отец не снарядил бы Мне сюда?»
|
«Сие ж все было,
да сбудутся писания пророков»
|
«Сейчас должно написанное сбыться,
пускай же сбудется оно. Аминь»
|
- Чем объяснить, что прямые цитаты из Евангелия занимают ключевые позиции в тексте стихотворения?
- Найдите в тексте стихотворения Б. Пастернака фрагменты, когда автор отходит от текста Евангелия. Как это объяснить?
- Каким образом Пастернак – лирик передает свое внутреннее переживание евангельских событий? Имеет ли он право так интерпретировать текст Евангелия?
- Что обозначает фраза «Ход веков подобен притче»? Можно ли предположить, что это соответствует пониманию притчи как способа раскрытия мудрости жизни и Вселенной?
- Обязательна ли полная тождественность сюжета художественного произведения «сюжету» фрагмента Библии? Обоснуйте свое мнение.
3.Письменная работа: как вы понимаете Нагорную проповедь Иисуса Христа (о блаженстве).
Тема 15. Отражение легенд и притч Нового Завета в литературе.
Цель: помочь учащимся научиться защищать коллективный проект, выполненный группой учащихся.
Задачи: помочь учащимся сформулировать свои мысли и грамотно изложить их; помочь учащимся при отборе необходимого материала для проекта; защита коллективных проектов учащихся.
Ход занятия
Защита учащимися своих коллективных проектов. Учитель задает вопросы, принимает ответы, отвечает на вопросы учащихся и подводит итоги проведения занятия. Учащиеся делятся впечатлениями о работе над проектами.
Темы проектов по группам:
1.Отражение легенд и притч Нового Завета в стихотворении Б.Л. Пастернака «Рождественская звезда».
2. Отражение легенд и притч Нового Завета в стихотворении Д.С. Мережковский «Бог».
3.Отражение легенд и притч Нового Завета в стихотворении В.Ф. Ходасевича «Рай».
Тема 16. Евангельские притчи в русской живописи.
Цель: помочь учащимся научиться защищать проект.
Задачи: помочь учащимся сформулировать свои мысли и грамотно изложить их; помочь учащимся при отборе необходимого материала для проекта; защита коллективных проектов учащихся.
Ход занятия
Защита учащимися своих проектов. Учитель отвечает на вопросы и подводит итоги защиты проектов. Учащиеся делятся впечатлениями о работе над проектами, методами отбора и классификации материала.
Темы проектов:
1.Образ Иисуса Христа в трактовке Н.Ге, И. Крамского, В. Поленова.
2.Евангельская тема в русском искусстве XIX века: А.А. Иванов.
3.Евангельская тема в русском искусстве XIX века: Н.Н Ге.
4.Евангельская тема в русском искусстве XIX века: И.Н. Крамской.
5.Евангельская тема в русском искусстве XIX века: В.Д. Поленов.
6.Евангельские притчи в русской живописи: В. И. Суриков «Милосердный самаритянин.
7.Евангельские притчи в русской живописи: В. И. Суриков «Богач и Лазарь».
8.Евангельские притчи в русской живописи: В. Л. Боровиковский «Притча о девах».
9.Евангельские притчи в русской живописи: Валериан Крюков «Фарисей и мытарь».
Тема 17. Круглый стол «Ход веков подобен притче».
Цель: помочь учащимся научиться защищать исследовательскую работу.
Задачи: помочь учащимся сформулировать свои мысли и грамотно изложить их; помочь учащимся при отборе необходимого материала для проекта; защита коллективных проектов учащихся.
Ход занятия
Защита учащимися своих исследований. Учитель отвечает на вопросы и подводит итоги проведения занятий объединения. Учащиеся делятся впечатлениями о работе объединения. Темы для самостоятельной творческой работы.
Эссе
1.Смысл притчи о сеятеле.
2.Притчевое начало в «Стихотворениях в прозе» И.С. Тургенева (по выбору).
3.Смысл метафор, сравнений, аллегорий в притче о богаче и Лазаре.
4.Истолкование Нагорной проповеди Иисуса Христа (о блаженстве).
Доклады
1.Понятие «блаженства» в Ветхом и Новом Заветах.
2.Смысл иносказания в евангельской притче о блудном сыне.
3.Притчевое начало в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель».
4.Библейская тема в древнерусской «Притче о милостыне».
5.Притчевое начало в стихотворении в прозе И.С.Тургенева «Без гнезда».
Тема 18.Олимпиада «Притчи Иисуса Христа».
Цель: определить качество и степень усвоения изученного за год материала.
Олимпиадные вопросы и задания
Ответьте, истинны или ложны следующие утверждения, обоснуйте свое мнение:
1. Господь, поучая народ, пользовался притчами.
2. Притчи пробуждают спящий ум и заставляют усиленно мыслить.
3. Кого или что в притче о сеятеле символизируют:
«сеятель, почва, семя»? Соедините соответствующие буквы с цифрами:
А. Сеятель 1. Сердце слушателя
Б. Почва 2. Слово Божие
В. Семя 3. Сын Человеческий
4. «Добрая почва» – это те люди, которые…
5. Освящение – это постоянное возрастание верующего в благодати.
6. Иудеи положительно относились к учению Христа.
7. В наши дни Христианство – это одна из самых распространенных религий.
8. Духовное состояние, а не положение в обществе решает судьбу человека.
9. Имеют ли слова какую-нибудь цену, если они не сопровождаются соответствующими делами?
10. Должны ли мы весть Христа, запечатленную в притчах, передавать другим?
Ожидаемые результаты
В результате проведения занятий предполагается, что учащиеся:
- имеют представление о нравственных правилах жизни людей, сформулированных в Евангелии;
- дают оценку поступкам человека в соответствии с усвоенными нравственными правилами, стараются прощать и просить прощения, стремятся проявлять дружелюбие и терпимость по отношению к сверстникам и окружающим людям;
- развивают умение строить отношения со сверстниками и окружающими людьми в соответствии с евангельскими нравственными правилами и нормами;
- проявляют любовь ко всем членам семьи, стараются вносить свой вклад в общий труд на благо семьи;
- имеют первоначальное представление о значении Православия для нашего Отечества – Республики Беларусь – и его исторического развития.
Список литературы
1.Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, канонические, М.,2008.
2.Библия в иллюстрациях с библейскими текстами по синодальному переводу. Ю.Ш. фон Карольсфельд, 1991 г.
3. Библейская энциклопедия. М. 2004, 763 с.
4. Библия и современное литературоведение. М. Вайс. М., 2001, 445 с.
5. Горанский А.О., Мандрик С.В. «Библия как памятник культуры». Минск «Зорны верасень», 2009 г., 207 с.
6. Давыдова Н.В. «Евангелие и древнерусская литература». М.,1992 г.
7.Даль В.И. «Толковый словарь живого великорусского языка» в 4-х томах, М., «Русский язык», 1989 г.
8.Извлечения из Словаря библейского богословия (по книге Княжинского И.А. Притчи, М., 1994 г.)
9.Княжинский И.А. Притчи, М., 1994 г.
10. Некрасов Н.А. Избранные сочинения. М. «Художественная литература», 1990 г.
11. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2006 г.
12.Пастернак Б.Л. Избранное. М., 1999 г.
13. Пушкин А.С.Избранные сочинения. М. «Художественная литература»,1990 г.
14. Рогожникова Р.П. Школьный толковый словарь устаревших слов русского языка. М., 1996 г.
15.Степанов Н.Л. Н.А. Некрасов. Жизнь и творчество. М., 1971г.
16.Тургенев И.С. «Стихотворения в прозе». М., 1977 г.
17. Христианство. Энциклопедический словарь в 3-х томах. М. 1993 г.
Предназначение притч
Притчи Иисуса Христа имеют, по меньшей мере, четыре предназначения.
- Притчи призваны прояснить некоторые духовные понятия для людей, искренне стремящихся к познанию истины. Например, в притче о немилосердном рабе (Мат. 18:21-35) преподается необходимость прощать других людей.
- Притчи иногда скрывали истину от людей, которые могли неправильно ею воспользоваться (см. Мат. 13:13-15).
- Иногда притча помогала грешнику допустить правильность истины прежде, чем он осознает, каким образом она применима к нему самому (Мат. 21:33-45).
- Повествовательная форма притчи облегчала запоминание ее смысла.
Воспитательной задачей разработанных занятий является приобщение учащихся к христианской нравственной культуре на материале евангельских притч.
разгарнуць » / « згарнуць