Выполнение домашнего задания является неотъемлемой частью процесса обучения. От того насколько качественно оно будет подготовлено, зависит не только продуктивность последующей работы на уроке, но и душевное равновесие и моральное удовлетворение ученика.
Предлагаем вашему вниманию несколько советов, которые позволят вам повысить эффективность подготовки к уроку.
Начальные классы
Как готовить домашнее задание
- Выполняй домашнее задание в одно и то же время.
- Приготовь все необходимое для занятий: тетради, учебники, ручку, карандаш, линейку.
- Правильно расположите их на рабочем столе.
- Начинай делать уроки с наиболее трудного для тебя предмета.
- Сосредоточься, не отвлекайся. Ты должен успеть сделать уроки вовремя.
- Выполняй задание четко, аккуратно.
- Приготовь задание по одному предмету. Книгу, тетради и все необходимое по этому предмету сразу уложи в портфель. Сделай перерыв на 18 минут.
- Выполняй все задания, еще раз проверь по дневнику, все ли ты взял на завтра, по всем ли урокам готов.
Как работать с учебником
Работа с заголовком
- Внимательно прочитай заголовок и сформулируй для себя, о чем пойдет речь в тексте.
- Вспомни все, что ты уже знаешь на эту тему.
- Поставь вопросы, на которые, по твоему мнению, в тексте будут даны ответы. После этого приступай к чтению текста.
Работа с текстом
- Обращай внимание на непонятное в тексте.
- Выпиши непонятные слова.
- Посмотри в словарик или обратись с вопросом к тому, кто тебе поможет.
Выделение главного
- Старайся отделить главное от второстепенного.
- По ходу чтения составляй устный или письменный план.
- Составляй схему, таблицу, подбирай опорные слова.
- Делай выписки. На протяжении работы старайся представить себе то, о чем читаешь.
- Перескажи текст по плану. Проверь себя.
Работа с вопросами в конце текста
Прочитай вопросы. Ответ на каждый вопрос найди в тексте, отметь его карандашом. Закрой книгу и ответь на все вопросы про себя.
Средние классы
Учись правильно выражать свои мысли
- Чтобы научиться грамотно говорить, надо научиться читать и слушать.
- Читая, не только вникай в смысл написанного, но и постарайся увидеть, услышать, понять и запомнить художественные особенности языка, речевые обороты.
- Накопление активного запаса слов поможет специальная работа: заведи словарь для записи новых слов, тренируй себя в их запоминании и произнесении, подбирай к словам антонимы и синонимы, изучай слова употребляемые в переносном смысле.
- Стремись не только понять смысл речи оратора, но и запоминай приемы её построения.
- Следи за тем, чтобы в рассказе не встречались слова-паразиты, не допускай ненужных повторов - это обедняет речь.
- Следи за построением предложения, избегай особенно сложных конструкций.
- Ежедневно читай вслух по 15 - 20 минут, вникай в смысл текста, определяй, где нужно сделать ударение, паузу, оттенок речи.
Инструкция для самостоятельной работы с учебником
Работайте с заголовком!
Прочитав заголовок, остановитесь.
- Сформулируйте для себя, о чем пойдет речь в тексте.
- Вспомните все, что вы уже знаете на эту тему.
- Поставьте вопросы, на которые, по вашему мнению, в тексте будут даны ответы.
- Попытайтесь, насколько это возможно, дать на эти вопросы предположительные ответы до чтения текста.
- После этого приступайте к чтению. Читая, сопоставляйте выдвинутые вами предположения с реальным содержанием текста.
Работайте с текстом!
Обращайте внимание на непонятное в тексте.
- Читая, следите, есть ли в тексте непонятные слова и выражения. Если есть, найдите к ним объяснение в словаре или справочниках, или обратитесь с вопросом к тем, кто это знает.
- Непонятным может быть само содержание текста. Подумайте не связано ли это непонимание с пройденным, но плохо усвоенным материалом. Подумайте, что именно из старого материала мешает пониманию, и повторите его. Подумайте не станет ли текст понятным, если разобрать конкретные примеры.
Ведите диалог с автором!
- По ходу всего чтения ставьте вопросы к тексту и выдвигайте свои предположения о дальнейшем содержании.
- Проверяйте свои предположения в процессе чтения. Если вы не можете дать свои предположительный ответ на вопрос, ищите этот ответ в тексте.
- Если не можете найти ответ, помните, что в тексте его может и не быть. В таких случаях пытайтесь найти недостающие сведения в других источниках.
Выделяйте главное!
- Читая текст, старайтесь отделить в нем главное от второстепенного. Обсудите, в какой части текста выражена главная мысль поясняет или дополняет.
- По ходу чтения составляйте план (устный или письменный) ил конспект текста.
- Составляйте схемы, чертежи, таблицы, отражающие существенные моменты текста.
- В случае необходимости делайте выписки.
- Рассматривайте все данные в учебнике примеры, придумывайте свои.
На протяжении всей работы старайтесь представить себе то, что вы читаете!
Запоминайте материал!
- Объясните себе, в чем связь мыслей - пунктов вашего плана.
- Перескажите текст по плану.
- Ответьте на вопросы учебника или записанные в тетради вопросы учителя.
Проверяйте себя!
- Ответив на вопросы, проверьте по учебнику правильность своего ответа.
- После пересказа проверьте, все ли выделенные вами места пересказаны и не было ли при этом ошибок.
Как осуществить контроль своей работы!
- Проверяйте знания и умения не только после окончания работы, но и процессе труда, по этапам.
- Боритесь не только с ошибками, но прежде всего с причинами, их порождающими.
- Старайтесь использовать справочную литературу (словари, энциклопедии, справочники, тетради прошлых лет, памятки).
- Проверяйте выполненное задание не только сразу после выполнения, но и по прошествии некоторого времени.
- Проверяйте не только свои знания, но и умения, при помощи которых вы получаете новые знания.
- Чтобы найти ошибку, повторите теорию. Затем внимательно прочитайте работу. Найдя ошибку, подумайте о причине. Потренируйтесь в выполнении аналогичных заданий. Через 2-3 недели вернитесь к материалу, в котором ошиблись, и ещё раз проверьте себя.
Старшие классы
Как работать над докладом (сообщением)
- Подготовьте рабочие материалы.
- Составьте развернутый план вашего выступления.
- Подумайте, как лучше начать доклад (с сообщения темы, постановки вопроса или интересного факта, пословицы и т.д.) и как лучше его закончить (повторением основной мысли или выводом, советами).
- Запишите основные положения, аргументы, факты, переходы - "мостики", начало и конец доклада.
- Пишите на одной стороне листа крупным, чётким почерком, оставляя поля и просвет между строчками, особенно чётко пишите фамилии людей, географические названия и даты.
- Сделайте пометки о том, что надо выделить голосом, где сделать паузу.
- Запишите на отдельные карточки цитаты - так легче воспользоваться ими в процессе доклада.
- Прорепетируйте доклад дома: проверьте, как вы владеете материалом и укладываетесь в отведённое время.
Как работать над конспектом
Конспект (лат. - обзор, изложение) - как можно более краткое и в то же время наиболее полное изложение основного содержания произведения.
- Внимательно прочитайте текст произведения целиком, устанавливая основные идеи, главные факты.
- Сделайте пометки, закладки и т.д. Выберите, учитывая свою цель, вид конспекта (плановый, текстуальный, тематический или свободный).
- Не злоупотребляйте цитированием и подробным пересказом. Используйте сокращения.
- Выделяйте цитаты и наиболее важные места (например, подчёркивание другим цветом).
- Конспектируя, оставляйте свободные места, поля для заметок, пополнений.
- Снова вернитесь к произведению, сделайте необходимые уточнения и дополнения.