Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы сайта

Главная

ГЛАВА 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1. Полное наименование:

на русском языке – Государственное учреждение образования «Славенская средняя школа имени П.А.Галецкого Толочинского района»;

на белорусском языке – Дзяржаўная ўстанова адукацыі «Славенская сярэдняя школа імя П.А.Галецкага Талачынскага раёна».

Сокращенное наименование Учреждения:

на русском языке – Славенская средняя школа имени П.А.Галецкого Толочинского района;

на белорусском языке – Славенская сярэдняя школа імя П.А.Галецкага Талачынскага раёна.

2. Местонахождение Учреждения образования: 211079, Витебская область, Толочинский район, д. Ламинщина, ул. Школьная, д.1б.

3. Тип Учреждения образования - учреждение общего среднего образования, функционирующее в составе 1 - 11 классов, в котором осуществляются обучение и воспитание на I, II и III ступенях общего среднего образования.

4. Вид учреждения образования – средняя школа.

5. В своей деятельности Учреждение образования руководствуется Конституцией Республики Беларусь, Кодексом Республики Беларусь об образовании, иными законодательными актами и нормативными документами Республики Беларусь, настоящим Уставом.

6. Сведения о создании Учреждения образования:

Учреждение образования «Славенская государственная общеобразовательная средняя школа с музыкально-хоровым уклоном имени П.А.Галецкого» создано в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь, положением «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования», утвержденным Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 г. № 1, зарегистрировано решением Витебского областного исполнительного комитета от 15.06.2006 г. № 425 в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 390401963.

Решением Толочинского районного исполнительного комитета от 05.06.2009 г. № 345 учреждение переименовано в учреждение образования «Славенская государственная общеобразовательная средняя школа им. П.А.Галецкого».

Решением Толочинского районного исполнительного комитета от 23.12.2011 г. № 949 учреждение переименовано в Государственное учреждение образования «Славенская средняя школа имени П.А.Галецкого Толочинского района».

7.  Учреждение образования является юридическим лицом с момента его государственной регистрации, имеющим печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь и своим наименованием, штамп со своим наименованием. Учреждение образования несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, исполнять обязательства, быть истцом и ответчиком в суде.

8. Учреждение образования является некоммерческой организацией, финансируемой из бюджета Толочинского района.

9. Учредителем является Толочинский районный исполнительный комитет (далее – Учредитель). Место нахождения Учредителя: 211092, Республика Беларусь, Витебская область, г. Толочин, ул. Ленина, д.1.

10. К исключительной компетенции Учредителя относится:

10.1. создание, реорганизация и ликвидация Учреждения образования;

10.2. утверждение Устава Учреждения образования, изменений и (или) дополнений, вносимых в него;

10.3.определение предмета и цели деятельности Учреждения образования;

10.4. формирование, обновление и развитие материально- технической базы Учреждения образования;

10.5. осуществление иных прав и обязанностей, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

11. Имущество Учреждения образования является коммунальной собственностью Учредителя и передано Учреждению образования на праве оперативного управления.

12. Органом государственного управления, уполномоченным собственником, распоряжающимся имуществом Учреждения образования, является отдел по образованию  Толочинского райисполкома (далее – Уполномоченный орган).

13. Учреждение образования в целях совершенствования правового регулирования финансово-хозяйственной деятельности осуществляет взаимодействие с государственным учреждением “Центр по обеспечению деятельности бюджетных организаций и государственных органов Толочинского района”(далее-центр).

Центр является законным представителем Учреждений образования, в отношениях, регулируемых налоговым законодательством, а также представителем по иным вопросам, переданным центру в соответствии с договором об оказании услуг.

14. К исключительной компетенции Уполномоченного органа относится:

14.1. назначение (освобождение) руководителя Учреждения образования.

14.2. осуществление контроля за обеспечением качества образования и деятельностью Учреждения образования, использованием и сохранностью его имущества;

14.3. осуществление иных прав и обязанностей, предусмотренных законодательством Республики Беларусь и положением Уполномоченного органа.

15. Учреждение образования ведет архивное дело и делопроизводство в порядке, определенном законодательством Республики Беларусь. Делопроизводство ведётся на государственных языках Республики Беларусь.

16. В Учреждении образования не допускается создание и деятельность политических партий, иных общественных объединений, преследующих политические цели, а также создание и анонимная или иная противоречащая законодательству деятель­ность религиозных организаций.

17. Учреждение образования в вопросах воспитательной деятельности, на основании пись­менных заявлений обучающихся (законных представителей несовершеннолетних обучающихся) во внеучебное время, может взаимодействовать с зарегистрированными религиозными организациями с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа.

  1. Учреждение образования выполняет административные процедуры в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

 

ГЛАВА 2

ПРЕДМЕТ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

19. Предметом деятельности Учреждения образования, в котором осуществляются обучение и воспитание на I, II и III ступенях общего среднего образования, является реализация образовательных программ общего среднего образования, организованных на основе принципов государственной политики в сфере образования, достижений в области науки и техники, реализуемых в отраслях экономики и социальной сферы, инновационных проектов; педагогически обоснованного выбора форм, методов и средств обучения и воспитания, культурных традиций и ценностей белорусского народа, достижений мировой культуры, современных образовательных и информационных технологий, направленных на духовно-нравственное и физическое развитие личности обучающегося, подготовку его к полноценной жизни в обществе, овладение основами наук, государственными языками Республики Беларусь, навыками умственного и физического труда, формирование нравственных убеждений, культуры поведения, эстетического вкуса и здорового образа жизни, готовности к самостоятельному жизненному выбору, началу трудовой деятельности и продолжению образования.

20. Цель деятельности – обеспечение права обучающихся на получение общего среднего образования с учетом их индивидуальных потребностей, склонностей и запросов, создание специальных условий для развития их творческого, интеллектуального потенциала, сознательного профессионального самоопределения дальнейшего образования и трудовой деятельности.

21. Задачи Учреждения образования:

обеспечение качества образования;

реализация образовательных стандартов, программ общего среднего образования, обеспечение получения учащимися общего среднего образования;

создание условий для умственного, нравственного, морального, эмоционального и физического развития личности, раскрытия ее способностей, формирования гуманистических ценностей, творческого мышления, социализации и саморазвития личности обучающегося;

формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания на основе государственной идеологии; нравственной, эстетической и экологической культуры, культуры семейных отношений, навыков здорового образа жизни; умения оценить и предвидеть последствия своих поступков;

организация методической и исследовательской работы по совершенствованию качества обучения, педагогического мастерства педагогов, научной организации учебного процесса с использованием современных технических средств;

осуществление экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования, прочей деятельности, связанной с оказанием образовательных услуг, в том числе на платной договорной основе;

социально-педагогическая поддержка обучающихся  и оказание им психологической помощи, в том числе обучающимся с особенностями психофизического развития;

 создание специальных условий для получения образования лицами с особенностями психофизического развития;

развитие информационного пространства Учреждения образования для обучающихся, педагогов, социума;

создание безопасных условий, здоровьесберегающей среды при организации образовательного процесса;

выявление и поддержка одарённых и талантливых обучающихся, совершенствование работы с детьми, проявляющими повышенный интерес к учёбе;

создание необходимых условий для организации питания обучающихся;

повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам современного содержания образования;

создание условий для формирования гражданско-патриотического, идеологического сознания обучающихся, для всесторонней и разноплановой внеклассной и досуговой деятельности;

совершенствование материально-технического обеспечения образовательного процесса.

 

ГЛАВА 3

ЯЗЫК (ЯЗЫКИ) ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ, ПЕРЕЧЕНЬ РЕАЛИЗУЕМЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ, ПРОГРАММ ВОСПИТАНИЯ, ФОРМЫ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

22. Языками обучения и воспитания в Учреждении образования являются государственные языки Республики Беларусь.

23. Делопроизводство ведется как на белорусском, так и на русском языке.

24. Изучение белорусского, русского и иностранного (немецкий язык или английский) языков является обязательным. Категории лиц с особенностями психофизического развития и порядок изучения ими языков определяется Министерством образования Республики Беларусь.

25. Порядок изучения белорусского или русского языка иностранными гражданами и лицами без гражданства, временно пребывающими и (или) временно проживающими в Республике Беларусь, определяется Министерством образования Республики Беларусь.

26. В Учреждении образования реализуются следующие программы:

образовательная программа начального образования;

образовательная программа базового образования;

образовательная программа среднего образования;

программа воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении;

программа дополнительного образования детей и молодежи;

программа воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении, и в целях спортивной подготовки обучающихся может организовываться учебно-тренировочный процесс по видам спорта;

а так же могут реализовываться образовательная программа специального образования на уровне общего среднего образования и образовательная программа специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью;

программы воспитательной работы Учреждений образования.

27. Для достижения своих целей и поставленных задач Учреждение образования осуществляет следующие виды деятельности в соответствии с Общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 005-2011 «Виды экономической деятельности», утвержденным постановлением Государственного комитета по стандартизации от 5 декабря 2011 года № 85 (в редакции от 8 октября 2015 года):

начальное образование;

общее среднее образование.

Учреждение образования может осуществлять иные виды деятельности:

прочие услуги по общественному питанию;

выращивание овощей, бахчевых, корнеплодных и клубнеплодных культур, грибов;

выращивание цветов;

выращивание семечковых и косточковых плодов;

прочие виды деятельности в области информационных технологий и  обслуживания компьютерной техники;

обучение в области культуры в качестве хобби, отдыха и в целях саморазвития;

прочие виды образования, не включенные в другие группировки;

вспомогательные образовательные услуги;

прочая деятельность по охране здоровья;

прочая деятельность в области физической культуры и спорта;

деятельность библиотек и архивов;

деятельность физкультурно-спортивных сооружений;

прочая деятельность по организации отдыха и развлечений;

дополнительное образование.

В целях привлечения дополнительных денежных средств Учреждение образования имеет право осуществлять иные виды хозяйственной деятельности, которые  приносят доходы и не запрещены законодательством.

Отдельными видами деятельности, перечень которых определен законодательством Республики Беларусь, Учреждение образования может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Право осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, реализуется с момента получения лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законодательством.

Учреждение образования с целью организации занятости обучающихся в свободное от учебы время, укрепления материально-технической базы совместно с Управлением по труду, занятости и социальной защите Толочинского районного исполнительного комитета может осуществлять деятельность по проектам временной занятости учащейся молодежи и организации общественных работ.

28. Письменная отчетность вышестоящим органам представляется Учреждением образования в установленные сроки в соответствии с требованиями органов государственной статистики Республики Беларусь.

29. Учреждение образования оказывает платные услуги населению в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь.

30. Оказание платных услуг в сфере образования не может осуществляться взамен или в рамках образовательной деятельности, финансируемой за счет средств  местного бюджета, ухудшать качество предоставления услуг в сфере образования.

 

ГЛАВА 4

ИСТОЧНИКИ И ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ
ИМУЩЕСТВА УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

31. Учреждение образования в отношении закрепленного за ним имущества осуществляет в пределах, установленных законодательством, в соответствии с целями своей деятельности и предназначением имущества право владения, пользования и распоряжения им.

32. Имущество Учреждения образования составляют основные фонды и оборотные средства, а также иные материальные ценности и финансовые ресурсы.

33. Полученные доходы от хозяйственной деятельности и имущество, приобретенное за их счет, поступают в оперативное управление Учреждением образования, используются и учитываются им в порядке, установленном законодательством.

34. Финансирование Учреждения образования осуществляется за счет средств бюджета, полученных от приносящей доходы деятельности, безвозмездной (спонсорской) помощи юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных источников, не запрещенных законодательством.

35. Финансирование Учреждения образования осуществляется с учетом государственных минимальных социальных стандартов в области образования, реализации программы развития системы образования, программы развития общего среднего образования.

36. Учредитель Учреждения образования не отвечает по его обязательствам, а Учреждение образования не отвечает по обязательствам Учредителя, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами.

37. Учреждение образования может осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии с законодательством. Средства, полученные Учреждением образования от приносящей доходы деятельности, поступают в его самостоятельное распоряжение и расходуются в соответствии с законодательством и настоящим Уставом. Осуществление Учреждением образования приносящей доходы деятельности не влечет снижения его финансирования за счет средств местного бюджета.

Учреждение образования может осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку она необходима для его уставных целей, ради которых оно создано, соответствует этим целям и отвечает предмету деятельности.

38. Материально-техническая база Учреждения образования формируется Учредителем в соответствии с требованиями, установленными законодательством.

39. Материально-техническую базу Учреждения образования составляют земельные участки, здания, сооружения, оборудование и иное имущество.

40. Запрещаются действия (бездействие), приводящие к необоснованному сокращению или ухудшению материально-технической базы Учреждения образования.

41. Учреждение образования в целях совершенствования правового регулирования финансово-хозяйственной деятельности осуществляет взаимодействие с государственным учреждением «Центр по обеспечению деятельности бюджетных организаций и государственных органов Толочинского района» (далее – центр).

Центр является законным представителем Учреждения образования, в отношениях, регулируемых налоговым законодательством, а также представителем по иным вопросам, переданным центру в соответствии с договором об оказании услуг.

42. Учреждение образования не вправе выступать гарантом или поручителем перед банками-кредиторами юридических и физических лиц по исполнению этими лицами своих обязательств возвратов полученных кредитов.

ГЛАВА 5

ПОРЯДОК УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, СТРУКТУРА И ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ

ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ И САМОУПРАВЛЕНИЯ

43. Управление Учреждением образования строится на сочетании принципов единоначалия и самоуправления.

44. Непосредственное руководство Учреждением образования осуществляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый  от должности Уполномоченным органом в установленном законодательством порядке.

45. Руководитель несет ответственность за результаты образовательного процесса, качество и эффективность работы, условия труда сотрудников, охрану прав, жизни и здоровья детей, представляет без доверенности интересы Учреждения образования в государственных органах и организациях, суде.

В рамках своей компетенции руководитель издает приказы, дает указания, исполнение которых является обязательным для работников и обучающихся, осуществляет приём и увольнение технических работников и обслуживающего персонала, утверждает их должностные инструкции.

46. Руководитель имеет право на:

распределение объемов педагогической, учебной и организационно-воспитательной работы среди работников, часов дополнительного контроля учебной деятельности обучающихся;

отмену решений педагогического совета в случаях, когда они противоречат законодательству Республики Беларусь, данному Уставу;

участие в органах самоуправления.

47. Руководитель осуществляет иные полномочия, установленные Гражданским кодексом Республики Беларусь, Кодексом Республики Беларусь об образовании и иными актами законодательства.

48. Высшим органом самоуправления Учреждения образования является Совет учреждения образования, возглавляемый руководителем, который формируется из педагогических и иных работников, обучающихся и их законных представителей. В состав Совета учреждения образования могут входить представители общественных объединений, органов государственного управления в сфере образования.

Совет осуществляет деятельность в соответствии с законодательством Республики Беларусь, Уставом учреждения образования, положением о Совете учреждения образования.

49. В Учреждении образования создается педагогический совет из числа педагогических работников Учреждения образования.

Деятельность педагогического совета осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Педагогический совет является коллегиальным органом, который рассматривает вопросы организации образовательного процесса, определения путей реализации содержания образования, проведения аттестации и выпуска обучающихся, повышения качества образования, профессионального уровня педагогических работников и иные вопросы образовательной деятельности Учреждения образования.

50. Попечительский совет Учреждения образования является органом самоуправления и создается в целях оказания содействия в обеспечении деятельности Учреждения образования и ее развития.

Основной целью деятельности попечительского совета является содействие Учреждению образования в осуществлении его уставных функций, объединение усилий государственных и общественных организаций, трудовых коллективов, отдельных граждан, направленных на укрепление учебно-материальной базы, охрану здоровья, развитие способностей воспитываемых и обучающихся в Учреждении образования, создание благоприятных условий для воспитания, учебы, труда и отдыха детей, учителей и других работников.

Попечительский совет организует свою работу на основании Устава учреждения образования, Положения о попечительском совете, утвержденного Министерством образования Республики Беларусь.

 

ГЛАВА 6

ПОРЯДОК КОНТРОЛЯ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

51. Контроль за деятельностью Учреждения образования осуществляют государственные органы, уполномоченные осуществлять контроль за обеспечением качества образования, а также Учредитель, Уполномоченный орган.

52. Контроль за использованием по назначению и сохранностью имущества осуществляется Уполномоченным органом и уполномоченными в соответствии с законодательством государственными органами Республики Беларусь.

53. Ревизии (проверки) финансово-хозяйственной деятельности Учреждения образования проводятся государственными контролирующими органами, уполномоченными в соответствии с актами законодательства осуществлять ревизии (проверки) финансово-хозяйственной деятельности юридических лиц и учреждений образования.

 

ГЛАВА 7

ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ СТРУКТУРЫ И ШТАТНОГО

РАСПИСАНИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

 

54. Структура Учреждения образования формируется им самостоятельно.

55. В структуру учреждения входят следующие структурные подразделения: библиотека, учебная мастерская, учебно-опытный участок, ресурсный центр.

56. Структурные подразделения осуществляют свою деятельность на основе положений о них, утверждаемых руководителем Учреждения образования, в соответствии с требованиями актов законодательства.

57. В случае необходимости в Учреждении образования могут быть открыты другие структурные подразделения: пункт коррекционно-педагогической помощи, лагерь.

58. Социально-педагогическое и психологическое обеспечение образовательного процесса в Учреждении образования осуществляют педагог-психолог, педагог социальный, а также по решению руководителя могут осуществлять иные специалисты Учреждения образования, принимающие непосредственное участие в воспитании обучающихся и имеющие психологическое, педагогическое, социально-педагогическое образование или прошедшие соответствующую переподготовку, подтвержденную документом об образовании.

59. Педагог-психолог, педагог социальный и педагог-организатор осуществляют свою деятельность в порядке, определяемом Министерством образования Республики Беларусь.

60. В целях оказания содействия в организации деятельности по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также в организации контроля за осуществлением воспитательной и профилактической работы в Учреждении образования создается совет по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Порядок создания в Учреждении образования совета по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, его задачи и функции, а также порядок организации его работы определяется  Министерством образования Республики Беларусь.

61. Штатное расписание Учреждения образования утверждается Уполномоченным органом на основании типовых штатных нормативов, утвержденных Министерством образования Республики Беларусь, в пределах средств, выделенных на оплату труда.

62. Прием на работу педагогических кадров, работников технического и обслуживающего персонала осуществляет руководитель Учреждения образования в соответствии с актами действующего законодательства Республики Беларусь.

63. Трудовые отношения работников в Учреждении образования регулируются трудовыми договорами (контрактами), заключаемыми в соответствии с трудовым законодательством, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка.

64. На педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимое профессиональное образование.

65. К педагогической деятельности не допускаются лица, которым занятие данной деятельностью запрещено решением суда или по медицинским показателям, а также лица, которые были осуждены за определенные преступления. Перечень соответствующих медицинских противопоказаний и составов преступлений определяется законодательством Республики Беларусь.

66. Аттестация педагогических работников Учреждения образования осуществляется в порядке, определенном Министерством образования Республики Беларусь.

ГЛАВА 8

ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО И

ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССОВ

 

67. Организация образовательного процесса в Учреждении образования при реализации образовательных программ осуществляется в соответствии с Кодексом, нормативными правовыми актами в сфере образования, учебно-программной документацией соответствующих образовательных программ и включает в себя теоретическое и практическое обучение, воспитательную работу, самостоятельную работу обучающихся, аттестацию обучающихся.

68. Основное образование в Учреждении образования включает следующие ступени:

I ступень – начальное образование (I- IV классы);

II ступень – базовое образование (V- IX классы);

III ступень – среднее образование (X- XI классы).

I и II ступени общего среднего образования составляют общее базовое образование.

I, II и III ступени общего среднего образования составляют общее среднее образование.

69.  В Учреждении образования осуществляется подготовка детей к обучению на I ступени общего среднего образования.

70. На I ступени общего среднего образования реализуется образовательная программа начального образования.

Начальное образование дает право на продолжение образования на II ступени общего среднего образования.

71. На II ступени общего среднего образования реализуется образовательная программа базового образования.

Общее базовое образование дает право на продолжение обучения на III ступени общего среднего образования, а также на уровнях профессионально-технического, среднего специального образования.

Освоение содержания образовательной программы базового образования является обязательным.

72. На III ступени общего среднего образования реализуется образовательная программа среднего образования. Также может организовываться изучение отдельных предметов на повышенном уровне и  профильное обучение.

Общее среднее образование дает право на продолжение образования на уровнях профессионально-технического, среднего специального, высшего  образования.

73. Организация образовательного процесса в Учреждении образования осуществляется в соответствии с образовательными стандартами, учебными планами и учебными программами по учебным предметам, факультативным занятиям, разработанными и утвержденными Министерством образования Республики Беларусь.

74. Учебный план разрабатывается Учреждением образования ежегодно на основе Типового учебного плана учреждения общего среднего образования и утверждается руководителем по согласованию с Уполномоченным органом.

75. Для одаренных и талантливых учащихся, а также учащихся, которые по уважительным причинам не могут постоянно или временно посещать учебные занятия и (или) проходить в установленные сроки аттестацию, на основании заявления законных представителей учащихся, решения педагогического совета может быть организовано обучение по индивидуальному учебному плану. Индивидуальные учебные планы разрабатываются на основе учебного плана Учреждения образования и утверждаются руководителем.

76. Для учащихся, которые по медицинским показаниям временно или постоянно не могут посещать Учреждение образования, создаются условия для получения общего среднего образования на дому. Решение о получении общего среднего образования на дому принимается Уполномоченным органом на основании заявления законных представителей учащихся и заключения врачебно-консультационной комиссии.

Перечень медицинских показаний для получения общего среднего образования на дому определяется Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

77. Образовательный процесс организуется по учебным годам. Учебный год делится на четверти. Продолжительность учебного года с 1 сентября по 1 июня. Если указанные даты приходятся на нерабочий день, то начало (окончание) учебного года переносится на последующий (предшествующий) рабочий день.

78. Для учащихся устанавливаются каникулы на протяжении учебного года и летние каникулы, сроки (общая продолжительность) которых определяются Министерством образования.

79. Образовательный процесс при обучении и воспитании на I, II и III ступенях общего среднего образования организуется в режиме шестидневной школьной недели, включающей пятидневную учебную неделю и один день недели для проведения с учащимися спортивно- массовых, физкультурно-оздоровительных, иных воспитательных мероприятий, организации трудового обучения, дополнительных образовательных услуг.

80. Основной формой организации образовательного процесса при реализации образовательных программ общего среднего образования является учебное занятие: урок, экскурсия, различные формы внеклассной и внешкольной работы.

Дополнительно проводятся факультативные, стимулирующие, поддерживающие, практические и лабораторные занятия, лекции, консультации, семинары, конференции,  летняя трудовая практика.

81. Расписание учебных занятий составляется в соответствии с требованиями Министерства здравоохранения Республики Беларусь и утверждается руководителем Учреждения образования.

82. Длительность учебного занятия в I классе - 35 минут, во II - XI классах - 45 минут. Протяженность перерывов между занятиями определяется исходя из необходимости обеспечения организации питания учеников и их отдыха в соответствии с требованиями санитарных правил и норм.

83. Наполняемость классов не должна превышать:

в I — IV классах — 20 учащихся;

в V — XI классах — 25 учащихся.

84. Открытие класса в Учреждении образования может осуществляться при наличии одного учащегося.

85. Образовательный процесс строится на основе дифференциации, которая учитывает психологические способности, склонности, желание учащихся и их родителей и обеспечивает реализацию образовательных запросов учащихся.

С этой целью в Учреждении создаются факультативные занятия. Обучающиеся, с учетом мнения их законных представителей, исходя из склонностей, желаний и состояния здоровья могут изучать отдельные учебные предметы на повышенном уровне на факультативных занятиях в пределах количества учебных часов на проведение факультативных занятий, установленного учебным планом Учреждения образования.

86. Факультативные занятия могут быть естественно- математической, гуманитарной, обществоведческой, экологической, военно-патриотической, музыкальной, хореографической, художественной, театральной, спортивной и иной направленности.

87. Факультативные занятия проводятся до начала либо после завершения учебных занятий. Факультативные занятия в IX- XI классах могут проводиться в шестой школьный день.

88. Расписание факультативных занятий составляется с учетом требований Министерства здравоохранения Республики Беларусь и утверждается руководителем Учреждения образования.

89. Длительность факультативных занятий определяется в соответствии с требованиями Министерства здравоохранения.

90.  В Учреждении образования  для оказания помощи семье в  обучении и воспитании учащихся, создания условий для развития творческих способностей учащихся могут открываться группы продленного дня для учащихся I — IХ классов, положение о которых утверждается Министерством образования Республики Беларусь.

91. Классы могут делиться на группы в случаях и порядке, определяемых нормативными документами Министерства образования.

92. Получение общего начального, базового и среднего образования сопровождается текущей, промежуточной и завершается итоговой аттестацией по предметам.

93. Порядок проведения текущей, промежуточной, итоговой аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования определяется Кодексом, Правилами проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования.

94. Прием лица в Учреждение образования осуществляется на основании его заявления при предъявлении им свидетельства о рождении или документа, удостоверяющего личность, и медицинской справки о состоянии здоровья (медицинской карты). От имени несовершеннолетнего заявление может быть подано его законным представителем.

95. Приём лиц для зачисления в I класс Учреждения образования осуществляется в период с 2 июня по 28 августа года приёма.

Решение о зачисление лиц в Учреждение образования для обучения в I классе оформляется приказом руководителя не позднее 31 августа и доводится до законного представителя.

96. В I класс принимаются лица, которым на 1 сентября соответствующего учебного года исполняется шесть и более лет. По желанию одного из законных представителей ребенка допускается прием в I класс лица, которому шесть лет исполнится в период с 1 по 30 сентября соответствующего учебного года.

97. В целях обеспечения получения учащимися обязательного общего базового образования Учреждение образования осуществляет учет детей, подлежащих обучению на уровне общего среднего образования, проживающих в микрорайоне, территориально закрепленном за Учреждением образования, в порядке, определенном Правительством Республики Беларусь.

98. Организация питания в Учреждении образования осуществляется в соответствии с требованиями санитарных норм, правил и гигиенических нормативов по установленным нормам питания и денежным нормам расходов на питание для соответствующих категорий учащихся. Нормы питания, денежные нормы расходов на питание утверждаются Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом.

99. Обучающиеся обеспечиваются питанием за счет собственных средств, средств законных представителей несовершеннолетних обучающихся, средств местного бюджета, иных источников в соответствии с законодательством.

100. Положение об обеспечении питания учащихся за счет средств местного бюджета утверждается Правительством Республики Беларусь.

101. Размер и порядок взимания платы за пользование учебниками и (или) учебными пособиями, порядок предоставления их в бесплатное пользование устанавливаются Правительством Республики Беларусь.

102. Оказание медицинской помощи учащимся в Учреждении образования осуществляется государственными организациями здравоохранения по месту нахождения.

103. В целях организации оздоровления учащихся в каникулярный период в Учреждении образования могут функционировать оздоровительные лагеря дневного пребывания различной направленности.

104. В целях обеспечения охраны здоровья обучающихся в Учреждении образования и на его территории запрещается курение, распитие алкогольных и слабоалкогольных напитков, пива, употребление наркотических средств, психотропных, токсических и других одурманивающих веществ, распространение информации, наносящей вред здоровью обучающихся.

ГЛАВА 9

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

105. Для достижения поставленных целей Учреждение образования имеет право:

осуществлять образовательную деятельность;

осуществлять приносящую доходы деятельность;

формировать структуру;

участвовать в научно-технической, экспериментальной и инновационной деятельности, деятельности по научно-методическому обеспечению образования;

осуществлять проверку подлинности документов об общем базовом образовании при приеме лиц для получения общего среднего образования и при наличии сомнений в их подлинности путем направления запросов в Министерство образования Республики Беларусь о подтверждении факта их выдачи;

входить в состав ассоциаций (союзов) и иных объединений некоммерческих организаций;

осуществлять международное сотрудничество в сфере образования;

Учреждение образования обязано обеспечивать:

качество общего среднего образования;

разработку и утверждение в установленном порядке структурных элементов научно-методического обеспечения соответствующего образования, его совершенствование;

повышение квалификации педагогических кадров;

материально-техническое обеспечение образовательного процесса в соответствии с установленными санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами;

создание безопасных условий при организации образовательного процесса;

разработку и принятие правил внутреннего распорядка для обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка работников Учреждения образования;

моральное и материальное стимулирование обучающихся, педагогических и иных работников Учреждения образования;

меры социальной защиты учащихся;

создание необходимых условий для организации питания и медицинской помощи обучающимся;

патронат лиц с особенностями психофизического развития в течение двух лет после получения образования в Учреждении образования в соответствии с Положением о патронате лиц с особенностями психофизического развития, утверждаемым Министерством образования Республики Беларусь;

содействие уполномоченным государственным органам в проведении контроля за обеспечением качества образования.

106. Учреждение образования несет ответственность за:

несоответствие качества предоставляемого образования установленным требованиям;

действия, повлекшие нарушения норм по охране здоровья и безопасности жизни учащихся и работников Учреждения образования, норм и правил охраны окружающей среды во время образовательного процесса;

 

соблюдение норм санитарного законодательства;

нарушение прав и свобод обучающихся и работников Учреждения образования.

107. Обучающиеся Учреждения образования имеют право на:

получение образования в соответствии с образовательными программами;

перевод в другое учреждение образования;

обучение по индивидуальному учебному плану в пределах содержания образовательной программы;

создание специальных условий для получения образования с учетом особенностей их психофизического развития;

охрану жизни и здоровья во время образовательного процесса;

бесплатное психолого-медико-педагогическое обследование в государственных центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации;

каникулы;

получение социально-педагогической и психологической помощи со стороны специалистов учреждения образования;

поощрение за успехи в учебной, спортивно-массовой, общественной, научной, научно-технической, экспериментальной, инновационной деятельности, а также в образовательных мероприятиях;

участие в управлении Учреждением образования через органы самоуправления;

участие в олимпиадах, конкурсах, турнирах, фестивалях, конференциях, симпозиумах, конгрессах и других образовательных мероприятиях, спортивно-массовой, общественной, научной, научно-технической, экспериментальной, инновационной деятельности;

ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, учредительными документами, специальным разрешением (лицензией) на образовательную деятельность, сертификатами о государственной аккредитации, а также с учебно-программной документацией;

участие в общественных объединениях, деятельность которых разрешена законодательством;

получение услуг в сфере образования (в том числе платных) в порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь;

обеспечение учебниками и учебными пособиями в порядке, установленном Кодексом Республики Беларусь об образовании, иными актами законодательства;

бесплатное пользование библиотекой, учебной, производственной, научной и культурно-спортивной базой Учреждения образования;

защиту своих прав, чести и достоинства в процессе получения образования;

иные права, предусмотренные законодательными актами.

108. Обучающиеся Учреждения образования обязаны:

добросовестно и ответственно относиться к освоению содержания образовательных программ, программ воспитания;

заботиться о своем здоровье и здоровье других лиц, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию;

выполнять требования учредительных документов, правил внутреннего распорядка для обучающихся;

уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса;

бережно относиться к имуществу Учреждения образования;

исполнять в установленные сроки все виды заданий, предусмотренные учебными планами и программами;

быть дисциплинированными, заботиться о репутации Учреждения образования;

достойно вести себя в Учреждении образовании и за ее пределами;

выполнять требования педагогических и иных работников Учреждения образования в области, определённой Уставом;

соблюдать деловой стиль в одежде.

109. За совершение дисциплинарного проступка в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании к обучающемуся могут быть применены следующие меры педагогического воздействия (замечание, осуждение и др.), а также меры дисциплинарного взыскания:

замечание;

выговор;

отчисление.

Право выбора меры дисциплинарного взыскания принадлежит руководителю Учреждения образования.

При выборе меры дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть дисциплинарного проступка, причины и обстоятельства, при которых он совершен, предшествующее поведение обучающегося.

110. Педагогические работники Учреждения образования имеют право на:

защиту профессиональной чести и достоинства;

обеспечение условий для осуществления профессиональной деятельности;

творческую инициативу, выбор методов, форм и средств обучения и воспитания, учебников и учебных пособий, обеспечивающих необходимое качество образовательного процесса;

участие в конкурсах профессионального мастерства;

доступ к учебно-программной, учебно-методической документации, информационно-аналитическим материалам;

участие в обновлении, разработке и определении структуры и содержания структурных элементов научно-методического обеспечения образования;

участие в научной, научно-технической, экспериментальной, инновационной, международной деятельности Учреждения образования;

участие в управлении Учреждением образования;

повышение квалификации;

моральное и материальное поощрение за успехи в педагогической деятельности;

объединение в профессиональные союзы, иные общественные объединения, деятельность которых не противоречит законодательству;

аттестацию на соответствующую квалификационную категорию и получение ее в случае успешного прохождения аттестации.

111. Педагогические работники Учреждения образования обязаны:

осуществлять свою деятельность на профессиональном уровне, обеспечивающем реализацию образовательных программ, программ воспитания;

соблюдать правовые, нравственные и этические нормы;

уважать честь и достоинство учащихся и других участников образовательного процесса, воспитанников;

повышать свой профессиональный уровень, проходить аттестацию;

вести здоровый образ жизни, пропагандировать его среди обучающихся;

соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с особенностями психофизического развития;

проходить предварительный медицинский осмотр при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры в порядке, установленном Министерством здравоохранения Республики Беларусь;

содействовать выявлению и развитию индивидуальных творческих способностей обучающихся;

вести профилактическую работу по предупреждению правонарушений среди обучающихся;

своевременно информировать законных представителей обучающегося о нарушении им Устава;

педагогическим работникам запрещается использовать образовательный и воспитательный процессы в политических целях или для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Республики Беларусь и законодательству.

Иные обязанности педагогических работников устанавливаются законодательством, учредительными документами и иными локальными нормативными правовыми актами Учреждения образования.

112. Технические и обслуживающие работники Учреждения образования обязаны:

выполнять свои обязанности качественно;

соблюдать правовые, нравственные и этические нормы;

уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательного процесса, воспитанников;

вести здоровый образ жизни, пропагандировать его среди обучающихся;

проходить предварительный медицинский осмотр при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры в порядке, установленном Министерством здравоохранения Республики Беларусь;

113. Законные представители несовершеннолетних обучающихся (родители, усыновители (удочерители), опекуны, попечители) имеют право на:

ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, учредительными документами, специальным разрешением (лицензией) на образовательную деятельность, сертификатами о государственной аккредитации, а также с учебно-программной документацией;

ознакомление с ходом и содержанием образовательного процесса, результатами учебной деятельности обучающихся;

получение информации обо всех видах обследований (медицинских, психологических, педагогических) обучающихся;

участие в управлении Учреждения образования;

защиту законных прав и интересов детей.

114. Законные представители обучающихся Учреждения образования (родители, усыновители (удочерители), опекуны, попечители) обязаны:

обеспечивать условия, необходимые для получения образования и развития обучающегося;

принимать необходимые меры для получения ребенком образования;

уважать достоинство ребенка и достоинство других участников образовательного процесса;

выполнять требования настоящего Устава в части, касающейся их прав и обязанностей.

115. Законные представители обучающихся Учреждения образования в соответствии с законодательством Республики Беларусь несут ответственность за ненадлежащее воспитание ребенка.

116. Педагогические работники, технические и обслуживающие работники, обучающиеся, законные представители обучающихся в соответствии с законодательством Республики Беларусь несут ответственность за повреждение помещений и строений Учреждений образования, учебного оборудования, инвентаря и иного имущества в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

 

ГЛАВА 10

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

117. Учреждение образования имеет право устанавливать прямые связи с органами  управления образованием, учебными заведениями зарубежных стран, международными организациями, фондами в целях обмена опытом, организации и проведения совместных мероприятий (конференций, стажировках, олимпиад, лагерей и др.).

118. Учреждение образования вправе разрабатывать программы двустороннего и многостороннего обмена педагогическими работниками, обучающимися и участия в них.

119. Международное сотрудничество Учреждение образования осуществляет в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

 

ГЛАВА 11

ПОРЯДОК РЕОРГАНИЗАЦИИ И ЛИКВИДАЦИИ

УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

 

120. Реорганизация и ликвидация Учреждения образования осуществляются в порядке, установленном статьей 21 Кодекса Республики Беларусь об образовании, иными актами законодательства.

121. Решение об изменении вида Учреждения образования принимается Учредителем по собственной инициативе либо по инициативе Учреждения образования при совокупности следующих условий:

обоснования необходимости изменения вида Учреждения образования;

соответствия Учреждения образования критериям заявляемого вида.

122. Решение о ликвидации государственного учреждения общего среднего образования принимается Учредителем на основании оценки последствий такой ликвидации с учетом количества лиц, подлежащих обучению на уровне общего среднего образования на территории соответствующей административно-территориальной единицы, и количества государственных учреждений, реализующих образовательные программы общего среднего образования на этой территории.

123. В случае прекращения деятельности учреждения образования Учредитель принимает меры по переводу обучающихся с их согласия, согласия законных представителей несовершеннолетних обучающихся в другие учреждения образования, реализующие соответствующие образовательные программы, в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Беларусь.

 

ГЛАВА 12

 ПОРЯДОК ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ

И ДОПОЛНЕНИЙ В УСТАВ

 

124. Учреждение образования обязано в месячный срок направить на утверждение Учредителю соответствующие изменения и дополнения в настоящий Устав и в установленном порядке представить пакет документов для государственной регистрации в случаях:

изменения Учредителя;

изменения наименования;

изменения видов деятельности;

изменения порядка образования имущества и распределения прибыли;

изменения местонахождения;

изменения других обстоятельств, сведения о которых в соответствии с законодательством должны содержаться в Уставе;

изменения законодательства, в соответствии с которым требуется внесение изменений или дополнений в учредительные документы, если иные сроки не установлены этим законодательством.