Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы сайта

Главная

Трудности подросткового  возраста.

Подростковый возраст не случайно слывет «трудным». Этот период перехода от детства к взрослому состоянию, когда происходят значительные изменения в физиологической, эмоционально-личностной, психологической сферах человека. В этом возрасте развивается самосознание, возникают новые формы поведения, меняются особенности мышления.

Для подросткового возраста характерна смена деятельности. На передний план выходит уже не учеба, а общение со сверстниками. Но, к сожалению, у многих подростков оказываются несформированными социальные навыки. Потребность в общении сталкивается с элементарным неумением общаться: слушать другого человека, поддерживать разговор, реагировать на критику и критично оценивать действия других людей. Авторитет родителей уменьшается.

Взросление нередко сопровождается целым рядом специфических подростковых реакций – протест против родителей, вызов против запретов и давления родителей, группирования со сверстниками, реакцией подражания, развитием «хобби» и т.д. Растёт влияние сверстников, взрослые теряют авторитет.

К факторам риска относятся:

- психическая и социальная незрелость;

- эмоциональная неустойчивость, напряжённость;

- неадекватная самооценка, низкий самоконтроль;

- инфантильность, избыточная зависимость от других;

- наличие признаков резкого изменения характера, не свойственные данному ребёнку в период физического взросления;

- низкая устойчивость к стрессам и психическим перегрузкам, непереносимость конфликтов;

 -нарушения эмоциональной- волевой  сферы.

  В совокупности особенности подросткового возраста приводят к тому, что этот возраст может  оказаться периодом риска для начала употребления алкоголя, наркотиков, развития других форм отклоняющего поведения.

Первое употребление алкоголя и наркотиков часто происходит именно в подростковом возрасте.

Почему подростки начинают экспериментировать с ПАВ?

  • нередко из любопытства,
  •  в компании, из желания «доказать свою взрослость», «быть как все»,
  •  протестная реакция против родителей, попытка привлечь даже таким способом к себе внимание родителей
  • Любопытство и поисковый инстинкт новых ощущений очень часто приводят к употреблению различных психоактивных веществ.
  • Низкая самооценка, неуверенность в себе, неумение противостоять жизненным трудностям,  рекламе, давлению сверстников приводят к употреблению ПАВ
  • Нарушения эмоциональной сферы: тревожность, внутреннее напряжение, депрессии, страхи, чувство одиночества и ненужности на сегодняшний день являются ведущими причинами   начала употребления.

Так как во многом причины начала употребления алкоголя и наркотических веществ лежат в социально-психологических особенностях подросткового возраста, то и профилактика этих явлений  должна быть направлена на оказание помощи подростку, развитие у него определенных социально-психологических навыков, развитие личности, привитие здорового жизненного стиля.

В вашей семье традиции здорового жизненного уклада, ценится взаимопонимание, взаимное уважение  и учитываются интересы всех членов семьи, трудности подросткового возраста вместе вы сможете преодолеть.

           Уважаемые родители, если у ребёнка возникли проблемы, вы чувствуете, что сами с ними не справляетесь, обращайтесь к специалистам, будьте готовы к совместному сотрудничеству.

Как узнать, что ребёнок  начал употреблять ПАВ?

Самые первые признаки  болезни проявляются в изменении поведения ребёнка. Вдруг он стал, слишком возбудим,  появилась беспричинная злоба, раздражение, агрессия, снизился интерес к учёбе. Дома ребёнка трудно удержать. Могут появиться приступы чрезмерной весёлости, повышенной двигательной активности, сменяющиеся безразличием, заторможенностью. Колебания настроения могут меняться в течении дня несколько раз.

Вы заметили, что из дома пропадают вещи, деньги.

Внешний вид ребёнка изменился: небрежность, неряшливость в одежде.

Вас должны насторожить:

- неестественно узкие или неестественно широкие зрачки, независимо от освещения,

- невнятная растянутая речь, неуклюжие движения, запах изо рта, от волос и одежды (если ребёнок употребляет химические вещества ),

- всегда длинные рукава одежды, даже в солнечную погоду,

- в карманах одежды, Вы можете обнаружить  : шприцы, иглы, различные лекарственные препараты, разбитые ампулы, порошкообразные вещества.

Прислушайтесь к речи ребёнка. Вы можете услышать в его  разговоре с друзьями такие слова – закинулся, ширнулся, дурь, соломка, чек, экстази, винт,  крэк, кокс, мулька. Это слова наркоманов.

Если у Вас возникли подозрения.

Из практики можно отметить, что очень часто родители не замечают первых употреблений ПАВ , а заметив, пытаются справиться силовыми методами с этой проблемой, тем самым вызывая протестное поведение ребёнка, закрепляют употребление ПАВ.

Уважаемые родители если у вас возникли подозрения, не паникуйте!

  Поговорите с ребёнком, расскажите откровенно о своих подозрениях. Не кричите, разговаривайте спокойно и доверительно. Ребёнок не настроен, обсуждать с вами этот вопрос, не торопите, выберите другой момент для разговора в ближайшее время.

Если ваши предположения подтвердились, обратитесь к специалисту (наркологу, психологу) и получите консультацию, он Вам поможет выбрать тактику дальнейшего поведения , болезнь серьёзна и не пройдёт сама.  Главное не оставайтесь один на один с проблемой, не пытайтесь методом давления и силы её решить .

Вы хотите, чтобы ваш ребёнок

был счастливым и здоровым?

Любите своего ребёнка! Общайтесь с ним, обнимайте, своими словами и жестами показывайте, что вы слышите его, понимаете его, и поддерживаете, всегда готовы придти на помощь, не заменяйте любовь только тщательным уходом.

Попробуйте научиться видеть чувства ребёнка по выражению его лица, жестам, даже если он их скрывает. Для детей очень важно , чтобы мама и папа чувствовали и понимали его, знали что с ним происходит.

Научите ребёнка выражать свои чувства, чтобы он не боялся и впоследствии понимал чувства других людей.

Объединяйтесь, когда есть трудности, преодолевайте их вместе.

Одобряйте и хвалите даже за небольшие успехи. Важнее то упорство с которым ребёнок выполнял задание ,а не результат.

Если вы рассержены на малыша, оценивайте поступок, а не личность, т. е. выражайте своё недовольство отдельными действиями, но не ребёнком в целом.

Можно осуждать действия ребёнка, но не его чувства.

Говорите о своих чувствах ребёнку от первого лица, сообщайте  ему о своих   переживаниях, а  не о его  поведении.

Учите малыша говорить «нет». Объясните, что существуют ситуации, предложения, на которые можно и нужно отвечать отказом. Поделитесь своим опытом решения подобных ситуаций.

Воспитывая своих детей, родители оказывают определённое воздействие на них, последствия этого влияния могут быть серьёзными и отразится на личности ребёнка, способствовать возникновению различных проблем.

  • Если ребёнка постоянно критикуют – он учится ненавидеть,
  •  растёт в упрёках – он учится жить с чувством вины,
  • высмеивают – он замыкается,
  • находится в зоне постоянного конфликта родителей – становится агрессивным.
  • А если ребёнка поддерживают – он учится ценить себя, прибавляется уверенность,
  • живёт в понимании и доброте – он учится находить любовь в окружающем мире.

 Относитесь внимательно к потребностям детей, попробуйте строить взаимоотношения на взаимопонимании и доверии, не забывайте давать возможность детям отвечать за свои поступки.

Во всех ситуациях родители должны стремиться поддерживать позитивные ростки во взаимоотношениях. Легко оборвать ниточку, связывающую Вас и детей, труднее её сохранить и найти такое положение нити, чтобы она  связывала, помогала, но не тяготила.